В Лос-Анджелесе завершилась очередная ежегодная, уже 49-я по счету церемония вручения наград "Грэмми". Пожалуй, никогда еще распределение золотых граммофончиков (отсюда и название премии) не становилось столь политически мотивированным. И никогда еще на "Грэмми" так часто не вспоминали с ностальгией старые добрые времена.
Начиналась церемония с рекордов: билеты с рук можно было купить только за 2500-2700 долларов. Впрочем, событие того стоило: первой на сцену вышла легендарная группа The Police. Классики "новой волны", распавшиеся в 1984 году, по предложению их лидера Стинга - вокалиста, басиста и автора практически всего репертуара, собрались в "золотом" составе. И восстановили свой знаменитый репертуар. Вскоре, по словам музыкантов, они приступят к подготовке нового альбома и отправятся в мировой тур. Трио наверняка приедет и в Россию: Стинг выступал у нас четыре раза и всегда уезжал довольный публикой и гонорарами.
Ностальгический дух - почти по-лермонтовски: "вот были люди в наше время, не то, что нынешнее племя" - отличали всю нынешнюю церемонию.
На "Грэмми-2007" вручили сразу семь почетных музыкальных премий звездам прошлых лет, в частности группам The Doors, Greatful Dead и певице Джоан Баез. Еще одна, восьмая "ностальгичная" награда досталась действующему ветерану, 65-летнему Бобу Дилану - в номинации "лучшее сольное вокальное исполнение среди мужчин".
То, что на "Грэмми-2007" решили вручить награды буянам и бунтарям 1960 - 1970-х, - справедливо и очень вовремя. Нынешнюю современную поп- и рок-музыку надо расшевелить, добавить ей задора и творческого поиска, который был в этих жанрах в те годы. Что стоят хотя бы диски "Великолепных Мертвецов" - часто экспериментальные: то жесткие роковые, то фри-джазовые, то спонтанные, замешанные на одном ярком стихотворении и 20-минутной музыкальной фантазии.
Сейчас успех достигается, как правило, благодаря нехитрому модулю: хит в наиболее модном стиле, приглашение ловкого продюсера, четко выстроенный скандал и ПиаР-кампания в СМИ (неспроста среди звезд-дебютанток после шумных успехов Мадонны и Бритни Спирс стало так много блондинок), а также минимальному бюджету в 600 тысяч долларов. А в те годы почти каждый успешный артист был яркой личностью. И три нынешних номинанта "почетных "грэмми" считались как раз среди самых нон-конформистских, свободолюбивых.
Увы, нет уже харизматичного лидера The Doors Джима Моррисона и вдохновителя Greatful Dead Джерри Гарсия, открыто призывавших в те годы к добру, любви (Морриcон ради этого однажды даже скандально разделся на сцене догола), гуманности и жестко протестовавших против тогдашней войны США во Вьетнаме. Зато Джоан Баез заявила со сцены в Лос-Анджелесе: "Нынешние времена очень напоминают мне пору моей молодости..." Причем по ее тону было ясно: на чьей стороне бабушка рока и рок-кантри Джоан Баез.
Нынешняя война США в Иране решительно вмешалась в распределение наград. Еще накануне лидером "Грэмми" считалась Мэри Джей Блайдж - певучая, сноровистая, записавшая дуэты модных хитов с дюжиной звезд-мужчин (от Джорджа Майкла до Стинга), но поющая в общем незамысловатые песенки о любви. Американская Маша претендовала на восемь наград, но в итоге оказалась лишь с тремя второстепенными - за достижения в эксплуатируемом ею стиле R&B.
А главным победителем стало женское кантри-трио Dixie Chiks. Оно взяло больше всех - пять "грэмми". В том числе такие престижные как: за альбом года - Taking The Long Way ("Настраивайся на долгую дорогу") и за запись года - Not Ready To Make Nice ("Не готовься к тому, что все станет приятным"). Еще в 2003 году девушки протестовали против войны, делают они это и сейчас. За что группу даже запрещали в США к ротации на телевидении и радио. Но "чиксы" напомнили про свою позицию и на церемонии.
Три "грэмми" оказались еще у одних рок-ветеранов - квартета Red Hot Chili Peppers, играющего с 1983 года: за "лучший рок альбом года" (двойник Stadium Arcadium) и лучшую рок-песню Deni California.
А в категории хеви-метал первенствовали празднующие в этом году 25-летие корифеи трэша и блэк-метала Slayer. "Лучшее представление в хеви-метале" им досталось за Eyes Of Insane ("Глаза безумца") - этот эпик посвящен солдату, который не хочет продолжать воевать в Иране и заканчивает жизнь самоубийством.
Поэтому мало кто удивился, когда "грэмми" в категории "Лучшая аудиокнига" достался не бесконечным Гарри Поттерам, а экс-президенту США Джимми Картеру за озвученный им лично труд "Наши ценности под угрозой: нравственный кризис в Америке".
И после этого уже окончательно ясно, почему без "грэмми" остался наш замечательный альтист и дирижер Юрий Башмет.