Первое впечатление: господи, да ведь "небожители" - такие же грешные люди, как и все. Подшучивали, рисовали дружеские шаржи. Рисовали, посылали в президиум, передавали из рук в руки с пометками и "сопроводительными надписями". Некоторые собирали эти картинки, составляли даже целые коллекции. Особенно увлекался ими Климент Ворошилов, множество картинок нашлось в фондах "всесоюзного старосты" Михаила Калинина, публициста Карла Радека. В бышем Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ныне РГАСПИ) хранится более тысячи таких рисунков.
Самым увлеченным рисовальщиком был Валерий Межлаук, которого историки величают "интеллигентом с партбилетом". В 1934 году Межлаука назначили председателем Госплана, одновременно он был заместителем председателя Совета Народных Комиссаров Молотова. Но рисовали и сами "вожди". Сталину достоверно принадлежит рисунок с изображением вождя оппозиции Пятакова. Надписи же, сделанные Сталиным, встречаются на многих рисунках.
Большее количество работ сохранилось от Николая Бухарина. Бухарину принадлежит и странный шарж-автопортрет, на котором он изобразил себя с острыми ушами и лисьим пушистым хвостом. В углу рисунка написал: "Свиная лисичка в старости (текущей)". Историки поражаются совпадению: в марте 1938 года, на процессе по делу оппозиции, прокурор Вышинский заявит: "А Бухарин, эта проклятая помесь лисы и свиньи, как он ведет себя по этому вопросу? Как подобает лисе и свинье"...
Рисунки 1920-х годов добродушны, шутливы. Но чем ближе конец 1930-х, тем явственнее дыхание террора. Ирония уступает место сарказму, юмор - сатире в рамках "генеральной линии". Каменев на рисунке Межлаука "не то анатомирует себя, не то делает себе харакири". Есть и сопроводительные надписи, сделанные рукой Берия: "Товарищу Анастасу (Микояну. - К.М.). Посылаю работу т. Межлаука", "Тов. Ворошилову. Работа Межлаука". Пишет на чужих рисунках и Сталин, словно накладывает резолюции: "Правильно", "Дополнительно", "Всем членам Пленума".
Один из авторов книги, профессор исторического факультета Московского университета Александр Ватлин, считает коллекцию "рисунков вождей" портретом советской элиты 1920-1930-х годов. Серию рисунков Межлаука он называет "репортажем с петлей на шее". Но, судя по рисункам, с петлей на шее жила вся элита.
- Да, это вроде бы нормальные, обычные люди, - рассуждает Ватлин. - Но они живут в ненормальное время. Они словно сдают экзамен. И боятся его не сдать. Какая-нибудь ошибка, недочет - и под рисунком появляется подпись вроде - "Ждите, пока я вас доем". Это подлинная стилистика 1930-х годов.
И в самом деле, "рисунки вождей" интересны тем, как демонстрируют они атмосферу "наверху", восприятие партийных лидеров, в первую очередь Сталина. Бухарин в 1929 году еще позволяет себе изобразить генерального секретаря в виде угрюмого человека с закрытыми глазами. Карл Радек во время дебатов об оппозиции изготовляет коллаж "После дискуссии".
Сталин изображен на нем в виде барина в шубе, вокруг которого суетятся подхалимы; в красной шубе - собачка, лижущая сапоги вождя, - узнается Бухарин. С середины 1930-х карикатуры на Сталина уже не встречаются - авторов ждало нечто более страшное, чем скамья для порки. Справедливости ради заметим, что и вожди оппозиции были к иронии в свой адрес нетерпимы. Тот же Бухарин, после временного примирения со Сталиным в 1928 году, выставил одним из условий наказание автора карикатуры в журнале "Пушка", высмеивавшей избрание Бухарина членом Академии наук. "Если он беспартийный - арестовать, если партийный - предать партийному суду", - требовал Бухарин. Спустя несколько месяцев Орджоникидзе доложил на Пленуме ЦК ВКП(б): "Журнал закрыт, редактор смещен, карикатурист арестован".
Вот такое изобразительное искусство...
Сталин. Рисунок Бухарина, сделанный на заседании Политбюро в апреле 1929 г. |
Зиновьев. Таким увидел его Бухарин на заседании Политбюро 3 марта 1926 г. |
Дзержинский. Шарж Бухарина. 30 июня 1925 г. Авторская подпись: «Меч разящий пролетарской диктатуры, или Дзержинчик на страже революции». Наверху — надпись рукой Дзержинского: «Надо сбоку нарисовать Бухарина, Калинина и Сокольникова с напильниками, подтачивающими меч». |
Ворошилов глазами Бухарина. |
Аарон Сольц — «совесть партии» в образе мудрой совы. Шарж Бухарина. Октябрь 1927 г. На обороте автор написал: «Преподобный отче Аарон Александрович». |
Нарком иностранных дел Литвинов, вынужденный соблюдать правила политеса в общении с мировой буржуазией. Шарж Межлаука. |
|
Карикатура Межлаука. Авторская подпись: «Эволюция советского работника по теории Дарвина (приспособление видов). Растет: задница для заседаний, брюхо для чая». |
Троцкий и Каменев. Акварель Межлаука. Каменев перекрашивает Льва Троцкого в «тигра». Партийная пропаганда середины 1920-х гг. обвиняла Троцкого в бонапартистских замашках по примеру «французского тигра» Клемансо. |
Это не Киса Воробьянинов, а член ЦК ВКП(б) Смилга. Репрессирован в 1937 г. На шарже Бухарина Сталин надписал красным карандашом: «Всем членам пленума». |
«Как Буденный ходил на VIII съезде в разведку — скоро ли кончит оратор». Карикатура Межлаука. Ноябрь—декабрь 1936 г. |