В течение нескольких дней владимирские школы - "миллионщицы" были под особо пристальным вниманием. В Стародворскую школу Суздальского района, например, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин приехал, чтобы самолично посмотреть, как и на что были потрачены средства гранта. Итоги он обобщил так:
- В прошлом году практически сто процентов средств дошли до конкретных бюджетополучателей. Это неплохой результат. Но нам теперь важно проанализировать, насколько эффективны были эти вложения, какую конкретную помощь дают нацпроекты населению.
Директорам лучших владимирских школ, выигравших гранты, есть о чем рассказать. Есть у них и пожелания "наверх" относительно траты призовых денег. Восемь сельских школ Владимирской области, получивших по миллиону рублей в рамках национального проекта "Образование", уже израсходовали эти суммы и отчитались за покупки. Однако, рассчитывая уже будущие гранты под потребности школы, директора хотели бы больше самостоятельности в расходовании денег.
- С миллионом мы справились быстро, - говорит Нина Анисимова, директор Фоминской средней школы из Гороховецкого района. - Приобрели компьютеры, копировальную технику, интерактивную доску, очень много пособий, лингафонный кабинет и полностью обновили спортивную базу. И еще бы миллион потратили!
Сельские школы - наиболее слабое звено в системе образования. И естественно, чтобы решить все накопившиеся здесь проблемы, и этих денег не хватило. Но больше всего, считают многие директора, не хватило свободы выбора. Вместе с огромными деньгами они получили жесткие предписания по статьям расходов. Под запретом оказалась покупка оборудования в медкабинеты и столовые, посадочный материал для школьного участка, транспорт, сельхозтехника и многое другое.
- Конечно, лингафонный кабинет школе нужен, 80 процентов наших детей поступают в высшие и средние учебные заведения и не отстают от городских, - говорит Нина Федоровна. - Но если бы дали выбор, я бы все-таки вместо него купила трактор МТЗ-80. В округе много сельскохозяйственных предприятий, и ими очень востребованы механизаторы. Мы ведем подготовку учеников по этой профессии. Но нашему трактору уже 13 лет, а новый стоит около 500 тысяч. За счет бюджета купить его невозможно.
Многие выпускники Стародворской средней школы из Суздальского района идут работать в местный СПК "Стародворский". И школа, отвечая запросам ребят, получила лицензию на подготовку трактористов категории С и Е. Но имеющаяся старенькая техника не отвечает требованиям сдачи экзаменов. Так что нужнее всего школе, не скрывает ее директор Татьяна Жилина, был бы тоже трактор. Однако, следуя предписаниям, купили компьютеры, маркерные доски, тренажеры, швейные машинки.
Победив в жестком отборе, правильно потратили президентский миллион и в Симской школе, что в Юрьев-Польском районе. Грант здесь получили за проект совместной деятельности школьных объединений, помогающий педагогам из близлежащих деревень, которые работают по индивидуальным программам, общаться и обмениваться опытом. Но если бы дали полную свободу, уверяет директор школы Наталья Золина, то они в первую очередь приобрели бы микроавтобус и трактор.
- У нас есть два автобуса, но их не хватает, - аргументирует Наталья Игоревна. - Возим на занятия детей из 10 деревень. К тому же, реализуя модель школьного округа, часто встречаемся с учителями других сельских школ района. Учебная база, где есть трактор, для профильного обучения в селе тоже жизненно необходима. Но не стали спорить, потому что есть закон, и мы должны его выполнять.
Законопослушными остались и другие руководители. Несмотря на то, что на неоднократные звонки из сельских школ и даже из департамента образования в Москве вполне доброжелательно отвечали: нужен транспорт - покупайте, отважившихся нарушить установку все же не нашлось. Устные указания к отчету для проверяющих инстанций не пришьешь.