17.02.2007 02:00
Культура

Берлинале ищет лидеров и сочувствует страждущим россиянам

Берлинале ищет лидеров и сочувствует страждущим россиянам
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4298)
Читать на сайте RG.RU

Конкурс "хорошистов"

Более или менее ясна судьба Серебряного мишки за лучшую женскую роль - его заслуживает Марион Котияр, сыгравшая Эдит Пиаф ("Жизнь в розовом свете"). Хотя есть опасность, что мишку получит секс-работница из "Ирины Палм" - английская поп-дива Марианна Фэйтфул, ставшая любимицей прессы и публики.

Что же касается "лучшей режиссуры", "лучшего фильма" и прочих радостей, то их просто нет. Об уровне конкурса говорит рейтинг в журнале Screen International - его "жюри", состоящее из восьми кинообозревателей Европы и США, отдало первенство "Ирине Палм" (2,75 из 4 баллов), но ни один из "судей" не рискнул поставить фильму высший балл. Это конкурс крепких "хорошистов", где выбрать лучшего невозможно.

Не внесла ясности и еще одна немецкая лента - психопатологический бизнес-триллер Кристиана Петцольда "Йелла", где Нина Хосс играет жертву экзистенциального кризиса. Фильм начинается с разборки между супругами: Йелла уходит от Бена, тот кричит "Я тебя люблю!" и бросает машину с моста в реку. Выбравшись на берег, мокрая Йелла садится в поезд и едет в Ганновер. Ей, уроженке восточного сектора, стеклобетонный мир запада кажется новой жизнью. Она встретит Филиппа, такого же яппи, как Бен, и в паре с ним докажет свои способности бизнесвумен, пока не выяснится, что Филипп - жулик. На пути к новой жизни есть еще один риф: ее не отпускает прошлое - то встревожит тень прежнего мужа, то подводный гул утонувшей машины. В финале она отмотает жизнь назад, вернется к началу фильма, и Бен снова крутанет руль, и машина снова уйдет под воду, только Йелле оттуда уже не выбраться. Картина сочетает многозначительную шизоидность с почти документальным прозаическим стилем и, как мне показалось, интересна более намерениями, чем результатом. Но ее густая метафоричность может заставить жюри с перепугу ей что-нибудь дать.

Московские гордости

Еще в декабре Михаил Горбачев обратился к директору фестиваля Косслику с просьбой показать в одной из программ фильм Константина Лопушанского "Гадкие лебеди" по братьям Стругацким. Экс-президент СССР не брал на себя смелость судить о художественных достоинствах ленты, но обращал внимание на актуальность ее тревоги по поводу состояния нашей планеты. Горбачев даже обещал лично приехать на фестиваль, чтобы представить картину. Но директор Косслик не нашел в Берлине зала для российской картины, о чем и сообщил экс-президенту СССР в ответном учтивом письме.

Зато вторая по значению программа "Панорама" нашла возможность трижды прокрутить фильм "Москва. Pride-06". Я его посмотрел и с облегчением вздохнул: кажется, пронесло, медвежонка "Тедди" мы не получим. Если, конечно, жюри сексуальных меньшинств не сочтет нужным из политических соображений поощрить своим призом спекулятивный набор дергающихся кадров, который и фильмом назвать трудно. Создатель 84-минутной видеоленты Владимир Иванов явно впервые взял в руки камеру, хотя даже начинающий не станет так дергать туда-сюда "зум", закручивая волчком панорамы. В каталоге, однако, сообщают, что он окончил несуществующее "отделение драмы" ВГИКа. Выйдя перед публикой, автор сказал, что снимал секретно, и что участники съемок, узнав, что фильм будет в Берлине, перепугались и сняли фамилии с титров. Свое дело лента делает - закрепляет в сознании образ российского общества как безнадежно больного агрессивной паранойей.

В число претендентов на приз в документальном конкурсе попала картина Марии Яцковой "Мисс ГУЛАГ". Уехав в США в пятилетнем возрасте, Яцкова вернулась в Россию в качестве американской журналистки, чтобы снять эту ленту в сибирской женской колонии. События вращаются вокруг тюремного подиума: придумывая себе туалеты и готовясь к показу лагерных мод, заключенные могут вспомнить о том, что они женщины. Наши "исправительные колонии" на кого угодно произведут впечатление, и теперь здешняя пресса пишет о собирательном портрете "социального хаоса в постсоветской России" и о "беззащитности молодых людей в стране эпохи бандитского капитализма", когда вчерашние зэки оказываются без прав и перспектив - их не защищают ни правительство, ни законы.

Возвращение на рынок

"Из России с любовью" - под таким заголовком пресса сообщала о русской вечеринке, которая была организована нашей компанией Central Partnership и прошла в итальянском ресторане - пицца хорошо контрастировала с водкой. Ее приятное отличие в том, что она привлекла людей из международных компаний - Россия выходит из тени и становится активным игроком на рынке.

Фестиваль - праздник торговый. На этой всесветной ярмарке развлечений мы всегда были чужаками.

Теперь наш рынок ходит в перспективных: если в 1997 году кинотеатры России собрали 6 млн долларов, то нынче прогнозируют доход в 580 млн, а к 2009 году, по данным "Роскино", ожидаются 840 млн. И все же, несмотря на лавинообразный рост, русский кинорынок считается проблемным из-за политической и экономической непредсказуемости страны. Зато заметно вырос интерес к русской теме.

Успех блокбастера "Дневной дозор" заставил продюсеров кинуть взор на русский масскульт и даже найти там ряд завлекательных сюжетов. В Берлине сообщают, например, что Пол Верховен приступит к экранизации "Азазели" по Борису Акунину с Милой Йовович в одной из главных ролей, - съемки намечены на лето 2007 года и частично пройдут в Петербурге. Книга Виктора Пелевина "Чапаев и пустота" будет положена в основу "гангстерского боевика" "Мизинец Будды", который снимет Тони Рембертон на студии Goeast (буквально: "Иди к востоку"). Проект затевается в сотрудничестве с российским Фондом Михаила Калатозова, главную роль сыграет английский актер Руперт Френд. Находятся покупатели и на блокбастеры российского производства: Central Partnership, например, горда итогами переговоров с крупнейшей дистрибьюторской компанией немецкоязычного рынка "Сенатор", которая для проката в Германии, Австрии, Швейцарии и Люксембурге купила русский фэнтези "Волкодав".

Полный зал собрал спецпоказ адаптированной для западного проката версии "Дневного дозора", организованный американской компанией Fox Searchlight Pictures. Фильм идет по-русски и переводится оригинальными титрами: их можно разрубить мечом, и они, как в комиксе, вылетают изо рта персонажа. Но несут совершенно другой стиль, смысл и сюжет - и как люди там, на Западе, будут воспринимать эту странно раздвоившуюся картину, бог весть. Шумно прошла и гала-презентация этого фильма, на которую прилетел актер Константин Хабенский.

Но особенный интерес здесь проявляют к новой работе Андрея Звягинцева, автора знаменитого "Возвращения" и двойного лауреата Венеции. Как рассказала "РГ" гендиректор компании "Интерсинема" Раиса Фомина, еще не законченный фильм "Изгнание" уже продан дистрибьюторам Греции, Израиля и балканских стран. Заявки на него сделали и компании главных мировых кинорынков, но продавать им картину "Интерсинема" пока не торопится - в случае, если фильм будет показан в конкурсе Каннского фестиваля в мае, цены резко возрастут. Кроме того, "Интерсинема" успешно продала "Остров" Павла Лунгина в США и Францию, интерес прокатчиков вызывают также дебютная картина Марины Мары "Жестокость" и "Русский треугольник" Алеко Цабадзе - выдающаяся, по словам Раисы Фоминой, грузинская криминальная драма на материале чеченской войны с Артемом Ткаченко и Константином Хабенским в главных ролях. А для российского проката "Интерсинема" купила полное собрание фильмов Аки Каурисмяки и дивно красивый фильм золотого лауреата Венеции китайца Чжан Ке "Натюрморт".

Кино и ТВ