Единственным новым человеком, занявшим место за столом, оказался министр обороны Анатолий Сердюков.
Не сказать, что зал заседаний - новое место для бывшего налоговика. По долгу службы он часто посещал заседания правительства, но впервые все же занял кресло за столом правительства. В своем прежнем качестве Сердюкову немало доставалось от премьер-министра Михаила Фрадкова, который критиковал работу его подопечных. Как бывший налоговый полицейский Фрадков видел недоработки ведомства Сердюкова, наверное, даже лучше, чем непосредственный куратор службы - министр финансов Алексей Кудрин. Тем не менее теперь премьер надеется, что новый министр обороны Анатолий Сердюков будет воспринят в своей среде в новом качестве. "Это совершенно новая работа для него, но, не авансируя и не переоценивая, рассчитываю, что коллеги помогут Анатолию Эдуардовичу быстро войти в курс дела и в первую очередь, чтобы среда восприняла вас как министра", - заметил Фрадков, открывая заседание правительства. "Задачи вам президент поставил, к этому добавить нечего, я просто хочу со своей стороны подтвердить, что Сердюков по прохождению карьерному, по отношению к делу - кандидат, который своей работой должен показать, что он попал на место, которому соответствует. Это очень важно, и мы вам поможем!" - напутствовал глава кабинета министров силовика.
Очевидно, что, собрав обновленный кабинет, Фрадков не мог не разъяснить логику проведенной настройки правительства. Как и в истории с назначением Дмитрия Медведева на пост первого вице-премьера, Фрадков считает, что нынешние кадровые перестановки в правительстве "направлены на усиление работы кабинета министров". Назначение Сергея Иванова первым вице-премьером, по мнению Фрадкова, позволит сконцентрировать усилия правительства, обеспечит необходимый уровень координации в переводе российской экономики на новый качественный уровень, повысит ее конкурентоспособность. Фрадков просит всех вместе помочь раскрутить эту тему в практическом плане, использовать имеющиеся заделы, над которыми трудились несколько лет, формулируя стратегии, придавая импульс военно-промышленному комплексу. В общем, задача на посту первого вице-премьера у Иванова, судя по всему, усложнилась. Теперь ему предстоит "не только преодолеть технологическое отставание, но и с большей эффективностью использовать научно-технический потенциал, отличающий нашу экономику от конкурентов".
Новый вице-премьер Сергей Нарышкин, как и предполагалось, сохранит за собой пост руководителя аппарата правительства.
- Вот такая нагрузка на Сергея Евгеньевича двойная, - отметил Фрадков.
В качестве же вице-премьера ему предстоит заниматься вопросами внешнеэкономической деятельности, в том числе со странами ЕврАзЭС, СНГ. По сути, Нарышкину отчасти делегированы полномочия министра экономического развития и торговли Германа Грефа и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. И задачу поставили непростую - "ничего не упустить, не потерять, но соблюсти наши интересы и наших партнеров, организовать работу по извлечению внешнеэкономической прибыли в пользу нашей экономики и наших регионов".
Под конец торжественной речи премьер решил сделать ход конем и предложил первому вице-премьеру Сергею Иванову и вице-премьеру Сергею Нарышкину самостоятельно сформулировать цели и результаты своей деятельности в новом качестве. Очевидно, что Фрадков ждет услышать о механизме увеличения инновационной продукции в общем объеме производства, расширения доли экспорта машин и оборудования, улучшения структуры импорта, импортозамещения. По его мнению, насколько правительство сможет системно запрограммировать работу на результаты по этим направлениям, настолько и будет дана оценка деятельности кабинету министров в целом. "Настройка правительства, как говорят, проведена - значит за работу, товарищи!" - лихо скомандовал премьер.
Министр регионального развития Владимир Яковлев представил своим коллегам план мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. И тут выяснилось, что координировать действия его ведомства отныне будет первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Хотя это вполне укладывается в его деятельность по нацпроектам, все же для Медведева это дополнительная нагрузка. А главное - самая непопулярная в народе реформа, ведь ЖКХ - одна из самых болезненных тем, которую минрегионразвития пытается решить не первый год и за что, собственно, постоянно критикуют это ведомство.
С ходу Яковлев пожаловался, что главное правовое управление администрации президента буквально перед заседанием правительства возвратило проект закона о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ. По его словам, этот документ согласован со всеми министерствами и ведомствами и необходим, поскольку на сегодняшний день в стране насчитывается 58% убыточных предприятий, поэтому необходимо в ближайшее время завершить их акционирование и приватизацию. Представленный же им план мероприятий должен привести к следующим результатам в ЖКХ: "Приватизация квартир должна быть закончена к 2010 году, основными формами управления будут ТСЖ и управляющие компании, нерентабельные предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны быть реорганизованы, доля частных компаний к этому времени увеличится до 30% и будут созданы условия для участия бизнеса на рынке жилищно-коммунальных услуг через конкурентные отношения, будет завершен переход к оплате полной стоимости услуг с одновременной защитой малообеспеченных граждан, осуществлен перевод компенсационных выплат на персонифицированные счета граждан". В общем, в случае одобрения плана Яковлев обещал значительные качественные изменения в лучшую сторону.
- План глубоко продуман? - с сомнением в голосе спросил Фрадков.
И получил утвердительный ответ. И только министр финансов решил отстаивать налоговые платежи, которые ведомство Яковлева предложило упразднить. К примеру, госпошлины, которые необходимо заплатить собственникам жилья при регистрации ТСЖ: на 100-квартирный дом надо заплатить 50 - 52 тысячи рублей.
- Это принципиально? - спросил Кудрин.
- Да, ведь ТСЖ не создаются, - ответил Яковлев.
Его поддержал и мэр Москвы Юрий Лужков, который попросил правительство создать условия, при которых как минимум на 5 лет от всех видов налогов и платежей освободить ТСЖ. Ответственность же за неоформление земли, принадлежащей, согласно жилищному кодексу, собственникам жилья, мэр возложил на кабинет министров. Якобы нет такого документа, который бы устанавливал единые правила оформления. Да и финансирование капитального ремонта, который должен проводиться раз в 30 лет, Лужков предложил разделить с федеральным бюджетом, мотивируя это тем, что во времена СССР государство собирало деньги на эти цели, соответственно, теперь должно их выделять.
Яковлев возмутился.
- Эти вопросы не должны всплыть как непреодолимые, - развел оппонентов премьер.
Масла в огонь коммунальной реформы подлил и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, предложив включать в коммунальные платежи отдельной строчкой обеспечение безопасности жилья и его спасение при пожарах.
- Как бы нам всю реформу ЖКХ не загубить, обложив "на берегу" такими ставками население, что оно не только в ТСЖ не пойдет, оно под одеяло залезет и показываться не будет никому, - с тревогой заметил Фрадков.
В итоге правительство все же одобрило план мероприятий по реформированию ЖКХ, подготовленный минрегионразвития. Дмитрия Медведева, курирующего этот блок вопросов, глава кабинета попросил проконтролировать и организовать работу по координации, использовав механизмы, наработанные в рамках национальных проектов, и задействовав возможности администрации президента, имея в виду помощника президента Игоря Шувалова, который занимается жилищными вопросами. "Надо включать коллег, иначе мы останемся только на вопросах и ответах, не подкрепляя это практическими действиями, и будем просто буксовать. Вопросов сегодня больше, чем ответов", - подвел итог дискуссии премьер.
Менять структуру, так менять. Под занавес правительство решило создать правительственную комиссию по профилактике правонарушений в стране во главе с министром внутренних дел.