А ведь все могло сложиться иначе. Полемика между председателем правительства Кадыровым и главой республики Алхановым в течение всего нескольких дней вышла на федеральный уровень и обострилась до предела. Если не вдаваться в подробности, большинство взаимных претензий сводилось к следующему. Кадыров критиковал Алханова за бездействие. Алханов предупреждал о том, что узурпация власти в республике в одних руках чревата неприятными социальными последствиями.
Алханов перешел на другой фронт работы, он назначен заместителем министра юстиции, а Рамзан Кадыров стал исполняющим обязанности главы республики. Многие аналитики, узнав громкую новость, воскликнули: Кадыров победил. Но так ли все просто?
Всем бы так проиграть, как Алханов, обменять заведомо расстрельную должность на теплую министерскую гавань. За всю историю Чечни он стал лишь вторым человеком, кто покинул высший пост живым. Во-вторых, Кадырову в качестве приза достался совсем не лакомый кусок, а тяжелая ноша. И судя по всему, Рамзан прекрасно понимает, какой карт-бланш дал ему глава государства. Путин фактически вручил ключевую республику Кавказа, если и не весь Северный Кавказ, в руки молодого чеченца.
Думаю, ни у кого не вызывает сомнений, что временный статус и приставка ВРИО у нынешнего статуса Кадырова только до следующих выборов. По закону до 1 марта в парламент должны быть внесены кандидатуры на высший пост республики, а потом, собственно, должны пройти сами выборы. Их результаты предсказать несложно. Поэтому сейчас можно с полной уверенностью говорить, что раскачки и застоя в работе чеченского правительства не будет. Кадыров не будет отвлекаться на подготовку к выборам.
И вот тут уже придется ему справляться в одиночку, потому что две затяжные военные кампании за последние пятнадцать лет почти начисто вымыли из республики наиболее квалифицированные кадры, а новые туда не особо охотно едут. Вряд ли Кадырову удастся щедрыми посулами заманить в Чечню изгнанных ранее русских, армян, евреев, корейцев. Процесс возвращения в республику будет крайне сложный и длительный, и успех его будет напрямую зависеть от экономического подъема региона.
Это отметил вчера Кадыров, сказав, что перед ним, как и прежде, стоят огромные задачи по восстановлению экономики и социальной сферы.
Об этом сказал и депутат Госдумы от ЧР Ахмар Завгаев. В телефонном комментарии корреспонденту "РГ" он обратил внимание на то, что за год с небольшим, пока Рамзан руководил правительством, собрано налогов на сумму в 30 миллиардов рублей, что является барометром роста экономики республики:
- Кроме того, о работе Рамзана говорят следующий факты. За год построено семь школ и более 50 детских площадок, восстановлены 72 школы и 5 больниц. Более 20 объектов дошкольного образования построено и отремонтировано. За счет внебюджетных средств построен в сельских районах 1 миллион квадратных метров жилья. 550 тысяч квадратных метров возведено в городах Аргуне, Грозном, Гудермесе.
Но есть проблемы, не зависящие от республики. Необходимо восстановить автомобильные дороги, ведь в течение 15 лет в республике ничего подобного не делалось. По этой причине гибель людей в ДТП соотносима с людскими потерями в период боевых действий.
Жителей республики надо по новой учить жить по закону и ликвидировать духовные брожения. Республика, отвыкшая за последние годы от жизни в системе общероссийского законодательства, пока тяжело входит в жесткие рамки жизни "по правилам".
За последние полгода из республики приходило несколько тревожных сигналов. То из чеченского парламента звучали заявления о том, что договор о разграничении полномочий по варианту Татарстана для Чечни не приемлем. То некоторые псевдодуховные деятели нашептывали Рамзану мысли, далекие от национальных религиозных устоев. Последний громкий скандал разразился буквально на днях. Сначала по чеченскому радио, а потом в одном из московских изданий появились высказывания о том, что Чечня якобы ждет не дождется возвращения главных святых имама Шамиля и Кунта-Ходжи. Чеченцы, которые прочли подобные высказывания, не поверили своим глазам. Из истории многие в республике помнят, что эти два человека были антиподами. Если дагестанец Шамиль был воином и исповедовал учения газавата, то святой Кунта-Ходжи был практически толстовцем. Он писал: "Война- дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришел отнять у вас веру и честь. Ваша сила - ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает свое поражение.
К сожалению, окружение Рамзана, возможно, внушает ему идею о том, что Шамиль и Кунта-Ходжи восстанут из мертвых. А это вообще противоречит любой религии, не только исламу. Для республики, которая живет духовностью и религией, человек, произносящий подобные высказывания, падает в авторитете. Поэтому тридцатилетнему Рамзану Кадырову придется обходить многие мели и подводные камни на тяжелейшем пути, который он выбрал.