Недалеко от Варшавы находится небольшой город Легионово. В прошлом году во время строительных работ там были найдены останки пятерых советских воинов.
Поляки за свой счет провели экспертизу, а когда от экспертов института антропологии поступил утвердительный ответ, сами захоронили наших воинов на кладбище-мемориале в Варшаве. Похороны пятерых бойцов, когда-то пропавших без вести, прошли 28 ноября.
Два года назад в Польше был издан Каталог захоронений советских воинов, военнопленных и гражданских лиц, погибших в годы Второй мировой войны и погребенных на территории Республики Польша. Сегодня специалисты уже не советуют доверять этому справочнику - благодаря деятельности поисковых отрядов да и вот таким случайностям цифру захороненных в Польше участников войны и место захоронения назвать трудно - она постоянно меняется. Приблизительно можно сказать, что на территории этой страны нашли последнее пристанище около 600 тысяч человек. Меняется, кстати, и количество кладбищ. Каждый год небольшие захоронения вдоль когда-то фронтовых дорог, а сегодня - трасс и шоссе - переносят в близлежащие крупные города, в которых имеются кладбища советских воинов. Делается это потому, что ухаживать за могилами, разбросанными по селам и деревням, значительно труднее, чем за большими мемориалами.
Историко-мемориальный отдел при посольстве России в Польше можно назвать образцовым. Просто потому, что сейчас по его образцу создаются подобные центры в наших посольствах во многих странах Европы. На стене в кабинете главы историко-мемориального отдела Александра Полейко висит карта Польши, на которой звездочками отмечены места, где отремонтированы наши кладбища. Таких звездочек на карте много - на сегодняшний день из 638 воинских захоронений на территории Польши отремонтировано 126. О том, сколько времени понадобится на ремонт остальных, можно судить по тому, что на этот год запланирован ремонт 16 воинских кладбищ, в том случае, конечно, если на это поступят средства из федерального бюджета России.
Александр Полейко поясняет: в соответствии с соглашением от 22 февраля 1994 года за захоронения советских воинов в Польше отвечает Совет по охране памяти борьбы и мученичества. Этот орган учрежден правительством Польши. По соглашению, польская сторона берет на себя уход и сбережение захоронений, а ремонт и восстановительные работы осуществляет российская сторона. Кладбища, которые нуждаются в ремонте, выбирают при помощи наших генконсульств и местных властей. Воеводские управления часто сами обращаются в посольство и сообщают о том, какие мемориалы необходимо отреставрировать в первую очередь. Очень многое зависит от руководства воеводств, администраций городов, где расположены наши захоронения. В некоторых городах и делать ничего не надо. Бывает, что и для уборки не приходится прибегать к помощи коммунальных служб. Вот пример: в небольшом городке Выжецк в Велькопольском воеводстве бурмистр добросовестно следит за могилами советских воинов, там всегда чисто, убрано. В маленьких городках часто встречаются такие добровольцы - поляки, которые следят за состоянием захоронений. Обыкновенные люди, которые делают это по велению сердца. Они звонят в посольство и сообщают, что хотели бы, например, на 9 Мая убраться на кладбище, подкрасить забор, возложить цветы. В некоторых городах школьники приводят в порядок кладбища. Иногда звонят сельские священники, предлагают установить на местных мемориалах православные кресты.
Наш разговор с Александром Полейко заходит о Воинском кладбище-мемориале советских воинов в Варшаве. Несмотря на то что он находится в центральной части города, переносить его никто никуда не собирается. Зато, рассказывает г-н Полейко, не так давно перенесли наш мемориал из центра небольшого города Чарнков в Велькопольском воеводстве. Правда, сделано это было не только с согласия России, но еще и к взаимному удовольствию. Дело в том, что в Чарнкове в самом центре города было захоронение советских воинов и монумент, на котором стоял танк Т-34. Всего там было захоронено 288 человек. Мемориал находился между дорогой, костелом и летним кафе. Место не очень подходящее хотя бы потому, что посетители кафе периодически закидывали на танк бутылки. А местные власти мечтали сделать в этом месте так называемый "старый город". С 1993-го до 2006 года длились консультации между российской и польской сторонами. В итоге было принято решение это захоронение перенести на городское коммунальное кладбище. По словам Александра Полейко, поляки сами все сделали - 25 символических памятников из серого гранита, саркофаг, в котором была захоронена урна с прахом всех погибших. Фамилии тех воинов, которые известны, написали на таблицах из красного гранита. А танк будет стоять в городском музее Чарнкова, и на него не будут больше кидать пустые бутылки и окурки.
Кстати, так называемый вандализм, а на самом деле элементарное хулиганство, можно встретить не только в маленьких городах. Даже в столице Польши, на самом большом, охраняемом полицией мемориале, иногда бывают происшествия. Например, на прошлой неделе на центральном обелиске поверх таблички, гласящей: "Вечная слава воинам советской армии, погибшим за освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков в 1944-1945 гг.", появилась надпись черной краской: "Какое освобождение?".
Г-н Полейко утверждает, что жить этой надписи на обелиске осталось считанные дни: "Ответственность за мемориал несет администрация района Мокотов. Они уже наняли рабочую силу. В течение нескольких дней это будет устранено". По словам г-на Полейко, сейчас совместно с польской стороной прорабатывается вопрос о том, чтобы это кладбище хотя бы несколько раз в день обходил полицейский патруль. Кроме того, там будут установлены таблицы о том, что это объект, который охраняется государством. И еще одна немаловажная деталь: нужно установить таблички о том, что выгул собак там воспрещен. Казалось бы, это понятно без слов, но поскольку кладбище плавно переходит в парк, не все замечают эту границу. Серьезнее была ситуация в польском городе Гдыня на совместном захоронении наших и польских воинов. Там на советских могилах стояли звезды из бронзы. Каждая такая звезда весила от 8 до 10 килограммов. А на местах захоронения поляков - надгробные плиты из бронзы под 30 кило каждая. Все разворовали - не разбираясь, где советские могилы, а где польские. Но в этом году к 9 Мая будут установлены новые. Они уже готовы. Правда, на сей раз не из бронзы, а из пластика.
Вообще же порядок сотрудничества с польскими властями таков, что об "актах вандализма" наше посольство, как правило, узнает постфактум. Этот механизм налажен давно: местные власти сами устраняют повреждения, а затем через Совет охраны памяти борьбы и мученичества информируют мемориальный отдел посольства России о нанесенном ущербе, о том, как он был устранен и как наказан тот, кто совершил правонарушение. В случае каких-либо серьезных повреждений воинских захоронений - когда разбивают могилы, сваливают памятники, предполагается, что сотрудники посольства должны сами выезжать на место. Предполагается - потому что таких ситуаций еще ни разу не возникало.
Александр Полейко рассказал мне и о других проблемах, которые приходится решать с польской стороной: "В прошлом году приехали две женщины из Нарьян-Мара - дочь и внучка захороненного в братской могиле советского военного. Они привезли табличку из мрамора с его фотографией, хотели установить на месте, где он похоронен. А такие вещи всегда нужно согласовывать с Советом охраны памяти борьбы и мученичества. Ну что было делать? Польская сторона относится к таким вещам с пониманием. Поставили на братскую могилу".
Многие поляки воспринимают захоронения советских воинов как свои. Во всяком случае, среди моих собеседников в Польше не было никого, кто назвал бы наших солдат оккупантами, зато многие рассказывали, что кладут цветы на могилы советским воинам, приводят детей, вместе зажигают свечи.
Ксендз полковник Ежи Дорошкевич - настоятель православного военного прихода Варшавы уверен, что в Польше только некоторые политики стали забывать, кто и от чего спас страну. "Говорят, что они оккупацию принесли. Не знаю, оккупацию или нет, но знаю, что Польша, возможно благодаря позиции католической церкви, все равно всегда была другой, и даже в те времена она отличалась от других социалистических стран, - уверен ксендз, - в любом случае по традиции в Польше в день всех святых люди всегда убирались на кладбищах, зажигали свечи. И сейчас мало что изменилось. Большинство людей помнят, кто нас спас, и всегда стараются что-то сделать. Либо на католический день всех святых, либо на православные дни поминовения, все мы молимся за погибших. И надо сказать, что не только православные, но и католики приходят на кладбище и молятся за советских воинов. А когда находят останки воинов и захоранивают их на военных кладбищах, в последний путь советских солдат провожает не только православный священник, но и католический".