Уже первый зал вводит в курс дела. Изысканно завернутая инсталляция под названием "Какашка художника", тут же пятиметровый триптих во всю стену "Художник и его модель" с разного рода совокуплениями, тут же видео "Новый год" с методически бьющимся головой о стену человеком в шлеме. Здесь же над входом в другой зал зазывно светящиеся буквы Kunst macht frei - искусство делает свободным, - двусмысленно намекающие на почти такую же надпись на воротах лагеря в Аушвице: "Труд делает свободным" (работа Юрия Альберта).
Далее в том же духе. Инсталляция Георгия Острецова - типичная советская комната, на стене лозунг "И сказал безумец в сердце своем "нет Бога", а рядом вывалившийся из стенного шкафа этот же мертвый безумец. Напротив него две картины Дмитрия Врубеля - "Похороны Брежнева" и "Умирающий Литвиненко". Кстати, и название выставки, как подчеркивали организаторы, взято из личной страницы Дмитрия Врубеля в Живом журнале - http://dmitrivrubel.livejournal.com.
Рядом порно на видео, ритм которому задает любой желающий, сев на тренажер. Напротив белым по черному суровый лозунг Авдея Тер-Оганьяна: "Бога нет". Поэт и публицист Татьяна Щербина, памятуя, что оный художник прославился и отчасти пострадал как оскорбитель религиозных чувств на выставке, где рубил иконы, решила проверить, насколько серьезно вредители чужих произведений готовы к оскорблению собственных. Она пожелала написать фломастером на работе все, что она по ее поводу думает, и спросила людей, причастных к выставке, отнесутся ли они к этому как к проявлению художественной воли. Арт-критик Андрей Ковалев сказал, что "если бы в этот момент были фото- и телекамеры, то это была бы акция". Его заверили, что фотографы уже готовы, и телекамер больше, чем достаточно. Тогда, подумав, он сказал, что подобное уже было в "истории искусств" и незачем повторяться. Галеристка Юлия Гельман однозначно ответила, что "нельзя, а если есть возражения, то можно написать их рядом на стене". Куратор и арт-критик Екатерина Деготь возмутилась такому кощунству: "Иконы, которые рубил Тер-Оганьян, не имели никакой ценности, ни художественной, ни материальной, в отличие от работы самого Тер-Оганьяна". Вывод, увы, однозначен: "звериная серьезность" новых художников по отношению к самим себе не симметрична их вызывающей несерьезности по отношению к окружающим. Что, в общем, соответствует психологии: чем больше человек ироничен и эпатажен по отношению к другим, тем более он самоценен и уникален в собственных глазах. Ну, и секта, в которую он входит и которая его инициирует, всячески его в том поддерживает.
Описывать ли множество других экспонатов? Лучше сосредоточиться на зрителях, которые, по определению, дополняют своими реакциями новое искусство как художественный акт "пощечины общественному вкусу". Кто-то возмущается вторичностью творческой мысли и убожеством художественного исполнения большинства работ. Кто-то принимает увиденное к сведению и даже записывает в блокнот имена художников. Много молодежи. Устроители биеннале уверяют, что это художественная территория для людей нового поколения. Возможно, и так. Все, что прежде даже искусством не считалось, очень кстати подвернулось тем "детям", что желают дистанцироваться от "отцов" во всех их "традиционных культурных ценностях", чтобы подчеркнуть, что мир сегодня изменился коренным образом, а стало быть, не прав пессимист Екклезиаст, сказавший: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после". Ну, и так далее, по тексту.
Выставка "Дневник художника" в Центральном доме художника продлится до 10 марта.