20.02.2007 00:00
Экономика

ФНС будет проверять фирмы-однодневки

Чем больше фирм закрывает ФНС, тем больше их регистрируется
Текст:  Жанна Трофимова
Российская Бизнес-газета - : №0 (592)
Читать на сайте RG.RU

За ужесточение правил регистрации юридических лиц и введение дополнительных мер борьбы с однодневками налоговики ратуют давно. О старте соответствующей кампании было объявлено еще в начале прошлого года. В частности, ФНС предлагала тогда повысить требования к уставному капиталу новых юридических лиц, а также приостанавливать деятельность фирм, не находящихся по адресу регистрации. Теперь речь идет об увеличении сроков вышеупомянутой регистрации.

Понять логику фискальных органов можно. Пока закон отводит им на то, чтобы зарегистрировать фирму, пять дней. Однако, как не раз заявляли представители ФНС, этого слишком мало, чтобы собрать и обработать необходимую информацию. При этом взрывной рост "рождаемости" среди юридических лиц становится в последнее время нешуточной проблемой.

По сообщению "Интерфакса", за 2006 год число юридических лиц в России выросло почти на полмиллиона (16,2 процента) и достигло 3,36 миллиона. Каждый день в России создаются 1,9 тысячи фирм, а прекращают свою деятельность 1,4 тысячи. Таким образом, ежедневно в стране становится на 500 юридических лиц больше. В теории подобные цифры должны радовать: новые организации - это новые рабочие места и дополнительные поступления в бюджет. Однако все не так просто. ФНС подобный прирост экономической активности отнюдь не приветствует. Как не раз заявлял экс-руководитель службы Анатолий Сердюков, "более половины новых юрлиц в стране создаются с целью уклонения от налогов". Косвенно это подтверждается другими статистическими данными: на 1 октября 2006 года отчетность в ФНС не сдали (задержка на год и более) 1,175 миллиона организаций (примерно треть существующих). Именно эти фирмы, в нарушение закона не сдающие никакой, даже нулевой отчетности, в ФНС и считают однодневками.

В 2005 году у налоговиков появилось средство, позволяющее ликвидировать подобные компании. Речь идет о праве на внесудебное исключение "мертвых" юрлиц из единого госреестра

(ЕГРЮЛ). В 2006 году ФНС пользовалась этим правом более чем активно: из реестра было вычеркнуто 255 тысяч организаций. Правда, такой способ применялся только в отношении компаний, не имеющих долгов перед бюджетом. Компании-должники (среди не сдающих отчетность фирм на 1 января 2007 года таковых было 315 тысяч) ликвидировались через суд. Однако в декабре Высший арбитражный суд облегчил жизнь налоговых органов, разрешив им исключать недействующие фирмы из реестра даже при наличии долгов.

Как считает Сергей Савсерис, руководитель налоговой практики фирмы "Пепеляев. Гольцблат и партнеры", более тщательная проверка при регистрации компаний действительно нужна, ведь большинство однодневок регистрируется по поддельным паспортам или на недееспособных граждан. "Впрочем, - отмечает аналитик, - если фирма не отчитывается перед налоговыми органами, это совершенно не означает, что она является однодневкой. Большинство таких компаний или прекратили бизнес, или вообще никогда его не вели. Фирмы, используемые в "схемах", как правило, отчеты сдают, их бросают только после того, как они выполнили свою роль. Простым закрытием реальную проблему криминальных однодневок не решить".

- Сегодня по закону, - отмечает Максим Федотов, заместитель руководителя Департамента налогов и права ООО "Бейкер Тилли Русаудит", - регистрирующий орган не проводит содержательной проверки представляемых документов. Они проверяются лишь по составу, форме и полноте заполнения. Поэтому само по себе увеличение сроков ничего не даст. Мера будет иметь смысл, если будут расширены полномочия налоговых органов.

Налоговый эксперт Наталья Трубицина называет новые законодательные инициативы ФНС "избыточными". По ее мнению, "не стоит расширять и без того подробное законодательство в сфере налоговых преступлений, ведь и ныне действующее применяется неэффективно. Закон подробно квалифицирует налоговые правонарушения, и фирмы-однодневки вполне подпадают под меры ответственности за них. Проблема находится в сфере компетенции финансовых и экономических властей, а не ФНС, задача которой прежде всего - налоговое администрирование. Все надо решать через реформирование экономики, а не через ужесточение карательных мер".

Бизнес ФНС