21.02.2007 03:00
Власть

Поправки, защищающие права и интересы родителей погибших солдат, направлены президенту

Кто позаботится о семьях погибших военнослужащих
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4300)
Читать на сайте RG.RU

Вчера они направили их президенту Владимиру Путину, который на прошедшей пресс-конференции высказал желание поддержать "любые поправки в законодательство, которые будут направлены на обеспечение интересов семей погибших военнослужащих".

- Главная проблема в том, что чиновники толкуют законы о статусе военнослужащих, об обязательном государственном страховании и пенсионном обеспечении по-своему и чаще в пользу государства, а не семьи, - говорит председатель правления фонда "Право матери" Вероника Марченко. - Доходит до абсурда, когда в разных регионах одни и те же случаи толкуются по-разному.

В первую очередь необходимо отказаться от дискриминации родителей погибших военнослужащих. По закону (статья 2 ФЗ "О статусе военнослужащих") членами семьи военнослужащего являются жены, сестры, братья, дети, но не родители.

- Все, что нужно сделать, по мнению сотрудников фонда, просто вписать родителей в закон. А еще не забыть усыновителей, дедушек, бабушек, отчимов и мачеху, потому что часто именно эти люди воспитывают будущих защитников отечества, у которых нет родных родителей.

Этих людей то ли забыли, то ли не захотели вписать и в статью 18 Закона "О статусе военнослужащих", где перечисляется круг лиц, имеющих право на единовременное пособие в случае гибели военнослужащего. Но в другом Федеральном законе об обязательном государственном страховании жизни и здоровья среди тех, кто имеет право на получение страховки, есть и усыновители, и бабушки с дедушками. Поэтому страховку, которая в среднем составляет 25 тысяч рублей, получают все, а вот единовременную выплату в размере 120-150 тысяч - единицы.

Только волевое решение, по мнению Вероники Марченко, поможет наконец разрешить проблему с выплатой страховки родственникам, чей сын-военнослужащий покончил жизнь самоубийством. В законе об обязательном государственном страховании написано, что страховка выплачивается только в том случае, если застрахованное лицо находилось на военной службе не менее 6 месяцев или если смерть является результатом доказанного судом доведения до самоубийства. Старая редакция этого закона делала исключение и для самоубийств, которые "были вызваны болезненным состоянием", эту формулировку стоило бы вернуть в закон, потому что безнравственно и аморально "наказывать" родителей и членов семей больного человека, которого в некоторых случаях вообще не имели права призывать на военную службу. Также было бы уместным предусмотреть в законе возможность наследования страховки и единовременного пособия сестрам и братьям погибшего военнослужащего.

Особое внимание сотрудники фонда уделили Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и работе Пенсионного фонда, который, по словам Марченко, стремится отобрать и уменьшить пенсии родителей, лишившихся своего сына- кормильца. Свое право они вынуждены отстаивать в суде, но на это решаются немногие.

Трудности возникают из-за большого разнообразия формулировок в извещениях о гибели военнослужащих. Произвольное толкование слов "смерть", "гибель" часто приводит к ущемлению прав родителей и членов семьи погибшего. Если молодой человек погиб, то должна быть единая формулировка: "погиб при исполнении обязанностей военной службы". Исключение возможно только если в судебном порядке было доказано совершение погибшим противоправных действий.

Армия