27.02.2007 02:30
Происшествия

За гибель срочника офицеры уволены из армии

За гибель срочника офицеры уволены из армии
Текст:  Светлана Брайловская (Казань)
Российская газета - Волга - Урал: №0 (4303)
Читать на сайте RG.RU

За два месяца, что длилось следствие, выяснилось, что "дело срочника из Татарстана" - это лишь начало. За ним могут последовать и другие уголовные разбирательства. В прокуратуру уже обратились девять сослуживцев Раиля, которые заявили, что неоднократно сносили побои и оскорбления со стороны "дедов". Возможно, при других обстоятельствах вряд ли бы эти факты когда-либо всплыли на поверхность, но в данном случае эхо трагедии на Дальнем Востоке донеслось до министерства обороны и "дело Раиля Бикмухаметова" получило большой резонанс.

Чтобы виновники были найдены и наказаны по всей строгости закона, глава Татарстана Минтимер Шаймиев обратился к министру обороны России Сергею Иванову с просьбой "всесторонне и объективно разобраться в обстоятельствах, приведших к гибели рядового, а также причинах халатного отношения со стороны командования воинской части, отдельных офицеров к исполнению воинского долга перед погибшим". В своем письме Минтимер Шаймиев указал, что официальная информация о гибели солдата поступила в Татарстан только спустя четверо суток после случившегося. А гроб с телом солдата сопровождающие его военнослужащие буквально выкинули на перроне в Казани, после чего скрылись.

На днях глава республики получил ответ от первого заместителя министра обороны РФ Александра Белоусова. Он подтвердил, что рядовой Раиль Бикмухаметов неоднократно подвергался моральному и физическому унижению со стороны командира отделения младшего сержанта Константина Чернакова и старшего стрелка ефрейтора Дениса Гуня.

Замминистра сообщил Минтимеру Шаймиеву, что по фактам неуставных проявлений военной прокуратурой Южно-Сахалинского гарнизона были возбуждены уголовные дела в отношении Чернакова по статьям Уголовного кодекса РФ "превышение должностных полномочий" и "мошенничество", а в отношении Гуня - по статье "нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности". В дальнейшем степень их вины определит суд.

Кроме того, Александр Белоусов указал в письме, что наказание уже понесли командиры части, где служил срочник из Татарстана. Заместителя командира по технической части Виктора Буслаева и командира стрелкового взвода Алексея Журавлева, которые бросили  гроб с телом Раиля Бикмухаметова на перроне в Казани, представили к увольнению из рядов Вооруженных Сил. После всего случившегося с Раилем с армией распрощался и командир части подполковник Константин Бельский.

Как уже писала "Российская газета", служить на Дальний Восток Раиль Бикмухаметов отправился летом прошлого года. А спустя полгода его родители получили телеграмму, что их сын погиб при невыясненных обстоятельствах. Как выяснилось позже, в своих письмах домой солдат неоднократно писал о том, что в части процветает дедовщина и новобранцам приходится туго. Со слов отца срочника Рамиля Бикмухаметова, сын жаловался на то, что еще ни разу не получал зарплату, так как командир считает, что солдатам деньги ни к чему. Последние письма Раиля были уже криками о помощи, в них он писал, что "деды" совсем озверели. Солдат заболел фурункулезом, но в госпитализации ему отказали, а за то, что рядовой обратился к врачу, сослуживцы сломали срочнику руку, "нечего, мол, от службы отлынивать". Когда же в часть пришла проверка из прокуратуры, Раиля спрятали на чердаке, чтобы не нажаловался. Пытаясь как-то помочь сыну, отец неоднократно обращался за помощью в чистопольский военкомат, но там был один ответ - разберемся. Но разбираться было уже поздно. За несколько дней до самоубийства солдата сильно избили. Поводом для очередных "разборок" стал сотовый телефон Раиля, по которому он общался с родителями. Когда сопротивляться было бесполезно, срочник отдал мобильник "дедам". А через девять дней, 13 декабря минувшего года, солдата нашли повешенным на дереве в лесу недалеко от части.

Это далеко не первое громкое дело, когда неуставные отношения могли стать причиной гибели солдат из Татарстана. Правда, эти дела так и не дошли до суда, а виновники трагедий так и не были установлены.

В прошлом году из Тоцкого военного гарнизона после неудавшегося суицида домой, в Казань, в состоянии комы и весом 28 килограммов вернули солдата Радика Хабирова. Расследование уголовного дела по статье "доведение до самоубийства" длилось несколько месяцев, потом было внезапно прекращено "за отсутствием события преступления". Никаких объяснений о причинах внезапного прекращения дела в военной прокуратуре гарнизона никто не дает. Почему парень полез в петлю, вряд ли мы когда-то узнаем: сам Радик уже никогда ничего не сможет рассказать, так как выйти из комы, по заключению врачей, он уже никогда не сможет.

Мы никогда не узнаем и о причинах другой трагедии, которая произошла в Сызранском гарнизоне. Елабужца Виталия Смагина нашли повешенным в теплице части, в которой он служил. Как и в первом случае, по факту гибели солдата военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье "доведение до самоубийства". В течение года дело трижды прекращали "за отсутствием состава преступления" и трижды давали ему новый ход из-за ошибок, которые допускали следователи. В итоге время было упущено, и виновных так и не нашли.

   КОММЕНТАРИЙ

Владимир Кашпрук,

представитель потерпевшей стороны, правозащитник (Южно-Сахалинск):

- Обвиняемый Константин Чернаков, сменивший в течение двух месяцев трех адвокатов, отказывается знакомиться с делом, несмотря на то что следователь Евгений Байдуков предложил любые возможные варианты: от простого прочтения до предоставления копий всех материалов. Мы были вынуждены подготовить ходатайство об установлении пределов ознакомления с материалами уголовного дела и надеемся, что суд удовлетворит нашу просьбу.

Следствие