Скорсезе - великолепный режиссер, ему давно пора давать премии за выдающийся вклад в мировое кино. На "Оскаре" мастеру постоянно не везло. Он номинировался шесть раз: за фильмы "Бешеный бык" (1981), "Последнее искушение Христа" (1988), "Хорошие парни" (1990), "Возраст невинности" - как сценарист (1993), "Банды Нью-Йорка" (2002) и "Авиатор" (2004) - но ни разу не выиграл. И вот на 65-м году жизни, наконец, случился долгожданный триумф. Но именно эта его победа вызывает сложные чувства.
"Отступники" - фильм прекрасный, и я "болел" бы за него, если бы у картины не было того самого б/у первоисточника - "Двойной рокировки" гонконгских режиссеров Вай Кен Лау и Сыу Фай Мак. Это там драматург Феликс Чонг первым застолбил главный козырь сюжета: великолепно закрученный ход с перекрестным внедрением полицейского агента в мафию и бандитского "крота" - в полицию. И именно у него голливудский сценарист Уильям Монахан позаимствовал, сцена за сценой, развитие событий, сюжетные повороты и большинство диалогов, чтобы теперь стоять на сцене "Кодака", победительно размахивая "Оскаром" за лучший сценарий. Формально это не плагиат: американцы купили право на ремейк. Да и в театрах мы не удивляемся, что пьесу, поставленную Ленкомом, могут по-своему сыграть в Малом. Но предполагается какой-то новый творческий поиск, а "Отступники" сняты как под копирку. Если после них посмотреть "Рокировку", все будет в точности тем же, включая мелкие приколы, - только знакомые лица Мэтта Дэймона и Леонардо ДиКаприо сменятся незнакомыми, глаза сузятся, а действие станет по-восточному пружинистым и немногословным. Я посмотрел картины именно в таком порядке и, честно говоря, был сражен: Скорсезе сделал хорошую копию, но оригинал был почти шедевром. Гонконгские актеры играют так лаконично и на таком внутреннем накале, к какому американские суперзвезды не смогли и приблизиться. Но лавры, как всегда, достались "фабрике грез", и "Оскар" своим решением освятил ее привычку рассматривать мировое кино как полуфабрикат для голливудской кухни. По справедливости, Мартину Скорсезе теперь осталось отпилить часть золоченой статуэтки и отправить ее авторам дебютной идеи в Гонконг. "Двойная рокировка" есть у нас на DVD - посмотрите, и вы значительно больше узнаете о том, из какого металла куется успех.
Особенно жаль, что этот сомнительный триумф случился в присутствии другого, с моей точки зрения, более очевидного лидера "оскаровской" гонки - мультикультурной притчи "Вавилон", которой многие прочили победу и которой в утешение достался единственный приз - за музыку Густаво Сантаолаллы.
Свирепой была схватка в актерских номинациях. Звания королевы экрана заслуживали все пятеро претенденток на статус лучшей актрисы - и бесконечно талантливая дама Джуди Денч, и не имеющая равных Мерил Стрип, и обаятельная Кэйт Уинслет, и ослепительная Пенелопа Крус. И все же я рад победе Хелен Миррен в заглавной роли фильма "Королева". Напомню, что за эту роль она уже получила Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале и приз Европейской киноакадемии, вообще признавшей эту картину Стивена Фрирза лучшей. Фильм на этой неделе выходит в России, и вы сможете оценить баланс на лезвии бритвы, который блистательно демонстрируют все его создатели, от драматурга Питера Моргана, рискнувшего открыть взорам самые интимные тайны британского королевского двора, до Хелен Миррен, сыгравшей ныне здравствующую королеву с редкими достоинством, тактом и чувством юмора.
За мужскую роль "Оскара" взял Форест Уитакер ("Последний король Шотландии"): он сыграл, во-первых, в фильме политическом, во-вторых, не кого-нибудь, а диктатора Уганды Иди Амина. Налицо очевидный прогресс: еще недавно чернокожие актеры США жаловались, что их в кино снимают только в третьестепенных ролях слуг и джазменов. Теперь они не только в главных ролях, но и получают самые престижные награды Америки, не всегда справедливо оттесняя на второй план белых коллег. Я имею в виду в первую очередь Питера О Тула ("Венера"), актера гениального, но хронически обижаемого "Оскаром": он был семь раз номинирован и ни разу не выиграл. Обидно и за Леонардо ДиКаприо: в обеих номинированных на премии лентах "Отступники" и "Кровавый алмаз" он явил новые для себя актерские качества, обрел второе дыхание, стал "не мальчиком, но мужем".
72-летний актер-ветеран Алан Аркин в фильме "Маленькая мисс Счастье" взял верх над Эдди Мерфи из "Девушек мечты", которого до сих пор многие считали главным претендентом на приз за лучшую мужскую роль второго плана. Зато "Девушки" взяли реванш в категории "Лучшая женская роль второго плана" - премию получила участница гонки за звание "американского идола" певица Дженнифер Хадсон. Но это, по-моему, не более чем дань любви к национальному жанру мюзикла. На мой вкус, красивей было бы вручить "Оскара" десятилетней Абигайль Бреслин, сыгравшей "Маленькую мисс Счастье" с удивительной для ее возраста чуткостью.
Лучшим фильмом на иностранном языке признана немецкая "Жизнь других", уже имеющая приз Европейской киноакадемии. Это большой успех как дебютанта в режиссуре Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, так и немецкого кино, которое уже много лет обделено международными наградами. Картина повествует о феномене хорошо нам знакомой "двойной жизни": ее герои, известный драматург и знаменитая театральная актриса из ГДР, пытаются сохранить достоинство перед лицом всевидящей Штази. Фаворит любителей густо загримированных метафор "Лабиринт Фавна" в этой номинации проиграл, ему пришлось удовольствоваться тремя второстепенными и, пожалуй, заслуженными "Оскарами" - за грим, художественное оформление и операторскую работу. В области спецэффектов играющий на рояле кальмар Кракен из "Пиратов Карибского моря. Сундук мертвеца" взял верх над перевернувшимся суперлайнером "Посейдоном" и летающим "Суперменом". Среди полнометражных анимаций компьютерных собратьев из "Тачек" и "Дома-монстра" перетанцевал упрямый пингвин из мюзикла, который у нас неказисто назвали "Делай ноги".
"Оскар" за лучший документальный фильм присужден картине в высшей степени актуальной: это "Неудобная правда" Дэвиса Гуггенхайма, "послание" человечеству по поводу глобального потепления, угрожающего планете. В фильме собраны наиболее устрашающие факты, связанные с разрушением экологической системы Земли, но не менее ощутимы в нем и пропагандистские ходы умелого политтехнолога: в качестве звезды фильма и главного радетеля за состояние планеты выступил бывший вице-президент США Альберт Гор. Этот фильм получил также "Оскара" за лучшую песню "Пора проснуться" (I Need To Wake Up), вполне способную стать гимном "зеленых". Получая статуэтку "Оскара", автор музыки и текста Мелисса Этеридж сказала, что перед лицом глобальных экологических проблем нет демократов или республиканцев, "красных" или "синих", а есть единое человечество, и она верит в скорое формирование нового "экологического поколения".
Сама же торжественная церемония демонстрировала пресыщенную усталость 79-летнего дядюшки "Оскара". Похоже, что все страсти и амбиции быть самым нарядным, самым музыкальным и театрализованным, самым изобретательным и остроумным шоу мира давно отгорели. Харизматичных Билли Кристала, Билла Мюррея, эксцентричную Вупи Голдберг сменила малоизвестная в мире актриса закадровой "озвучки" Эллен Дегенерес, чей опыт ведения наградных церемоний наблюдатели считают иногда удачным, но чаще "катастрофическим". На этот раз она подтвердила вторую характеристику, продемонстрировав завидную неуклюжесть как в сценической манере, так и в шуточках, непереводимых ни на один язык мира. В целом вечер, свободный от ярких художественных впечатлений, произвел впечатление формально важного, но скучного доклада о проведенной деятельности американских киноведомств за отчетный период. Как там будет с вожделенным телевизионным рейтингом - страшно подумать.
Фото: АР