27.02.2007 03:30
Экономика

Юрий Тыртышов: О выздоровлении ЖКХ пока нет и речи

Правительство одобрило законопроект о финансовом оздоровлении жилищно-коммунального хозяйства
Текст:  Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №0 (593)
Читать на сайте RG.RU
В том, что жилищно-коммунальное хозяйство давно и серьезно болеет, уверен каждый, кто пользуется его услугами. Наконец-то подготовлен законопроект о финансовом оздоровлении ЖКХ. Стало быть, не так все безнадежно. Об этом мы беседуем с заместителем министра регионального развития Юрием Тыртышовым.

- Юрий Павлович, не могли бы вы охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в российской "коммуналке"?

- В целом кредиторская задолженность ЖКХ составляет 302 миллиарда, а дебиторская - 305 миллиардов рублей.

Бремя кредиторской задолженности отвлекает огромные средства на выплату штрафов и пеней, лишает отрасль инвестиционной привлекательности, ограничивает активность частного предпринимательства в сфере ЖКХ. Однако "провал" преодолен, и с течением времени положение постепенно улучшается. Если раньше разница кредиторской и дебиторской задолженности была до 90 процентов, то теперь соотношение почти равное.

Тем не менее за девять месяцев прошлого года общая суммарная задолженность предприятий ЖКХ возросла на 10 процентов.

По решению правительства в 2003 - 2004 годах проводилась инвентаризация задолженности предприятий ЖКХ, проанализированы причины ее возникновения.

- Неужели "открыли Америку"?

- Конечно же, многие проблемы лежат на поверхности, видны невооруженным глазом. Во-первых, речь идет о несвоевременных и неполных расчетах бюджетов всех уровней по своим обязательствам. Например, по оплате льгот, возмещению субсидий. Или, скажем, компенсация разницы между регулируемыми тарифами и установленным уровнем оплаты различных групп потребителей тех или иных услуг. Наконец, бюджетные учреждения далеко не всегда сполна расплачивались за оказанные им коммунальные услуги.

Во-вторых, хватает и других дебиторов. Социально значимые и стратегически важные объекты отключать от сетей рука не поднимется.

В-третьих, регулируемые тарифы на услуги с использованием экономически обоснованных расходов формируются таким образом, что показывают только текущие затраты. В совокупности с приведенными выше двумя факторами это лишает предприятия жилищно-коммунального хозяйства источников покрытия накопившихся долгов своим же коллегам или организациям ТЭК, плюс невыполненные обязательства по налогам и сборам в бюджеты, просроченные платежи в государственные внебюджетные фонды.

В-четвертых, сказывается несбалансированность тарифной политики на услуги ЖКХ и энергоресурсы. Рост цен на последние не компенсируется. Зачастую повышение тарифов на энергоресурсы происходит после формирования местных и региональных бюджетов.

Ну и, разумеется, несвоевременные и неполные расчеты населения. Особо отмечу, что для воздействия на так называемых неплательщиков нет законодательной базы.

- Умиляет термин "обязательные платежи", когда речь идет о взаимоотношениях с государством. Но почему-то в одну сторону. Как будто в рыночной экономике могут быть платежи "необязательные". Абсурд?

- К сожалению, в нынешнем ЖКХ это так. Отрасль, наверное, единственная в современной России, которую почти не затронули изменения во всем укладе страны. Потому так важны грядущие перемены в ЖКХ.

- Почему же раньше ничего не делалось для исправления ситуации?

- Отчего же не делалось? Делалось, но предпринятые меры нельзя назвать даже паллиативными.

В 1999 году проведена реструктуризация кредиторской задолженности организаций ЖКХ по обязательным платежам, начисленным штрафам и пеням. "Полегчало" всего на 4,4 миллиарда рублей, или на 23 процента от просроченной задолженности по обязательным платежам.

Принятой в 2001 году подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы предусматривалось в качестве необходимого условия вывода организаций ЖКХ из кризиса проведение инвентаризации и реструктуризации их задолженности до начала реформирования бюджетов 2004 года. На календаре уже 2007 год, а работа в этом направлении только началась всего лишь в нескольких субъектах Федерации.

С принятием Жилищного кодекса, Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ряда нормативных актов правительства часть причин, дестабилизирующих работу ЖКХ, была устранена. Но основной массив кредиторской задолженности остался.

Кардинально решить ключевую для реформирования ЖКХ проблему призваны подготовленные минрегионом и согласованные с другими ведомствами законопроекты "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и о внесении изменений в статью 8 Закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". На заседании правительства 22 февраля они одобрены и в ближайшее время будут направлены в Государственную Думу.

- И все начнется с чистого листа?

- Не совсем так. Вернее, совсем не так.

Предлагаемый проект федерального закона устанавливает правовые и организационные основы и принципы проведения мероприятий по погашению и реструктуризации задолженности, условия деятельности и финансирования организаций ЖКХ, определение объемов задолженности со стороны соответствующих бюджетов, чтобы восстановить платежеспособность коммунальщиков и не допустить ухудшение их финансового состояния в дальнейшем.

Принципиальным является одновременное осуществление мероприятий организационно-правового, экономического и финансового характера.

- Так сразу ЖКХ "выздоровеет"?

- О выздоровлении пока нет и речи. Слишком застарелый кризис. Мы говорим пока об оздоровлении. Дается отсрочка платежей на три года. Затем в течение семи лет шаг за шагом будет проходить реструктуризация и погашение задолженности.

- Какова последовательность этих шагов?

- Наши специалисты условно выделяют двенадцать таких этапов, или шагов.

Шаг 1. Организация-должник проводит инвентаризацию своей кредиторской и дебиторской задолженностей и актирует ее.

Шаг 2. Составляет план собственного финансового оздоровления.

Шаг 3. Подает в администрацию поселения или территориальную комиссию городского округа документы, перечень которых устанавливается правительством Российской Федерации, в том числе:

- заявление о включении в программу финансового оздоровления;

- план финансового оздоровления соответствующей организации.

Шаг 4. Представительный орган поселения принимает решение о включении организации-должника в программу финансового оздоровления.

Шаг 5. При наличии у организаций-должников кредиторской задолженности перед бюджетами вышестоящих уровней администрация поселения передает свою программу финансового оздоровления в территориальную комиссию муниципального района, которая вносит предложения о включении соответствующих организаций в программу финансового оздоровления муниципального района.

Шаг 7. Представительный орган муниципального района принимает решение о включении организации-должника в программу финансового оздоровления муниципального района.

Шаг 8. Территориальная комиссия муниципального района в свою очередь при наличии задолженности перед бюджетами субъекта Российской Федерации и (или) Российской Федерации направляет программу финансового оздоровления в территориальную комиссию субъекта Российской Федерации, которая вносит предложения о включении соответствующих организаций в программу финансового оздоровления субъекта Российской Федерации.

Шаг 9. Представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации принимает решение о включении организации-должника в программу финансового оздоровления субъекта Российской Федерации.

Шаг 10. Налоговые органы принимают решение о реструктуризации задолженности по налогам и сбором во все уровни бюджетной системы Российской Федерации.

Шаг 11. Финансовый орган (соответствующего уровня бюджета) заключает с организацией-должником соглашение о реструктуризации задолженности.

Шаг 12. Текущая деятельность и контроль за соблюдением организациями-должниками программ финансового оздоровления в части реструктуризации задолженности по налогам и сборам. Контроль осуществляется налоговыми органами.

Проект федерального закона предусматривает создание органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных комиссий по финансовому оздоровлению (за исключением поселений на данном уровне муниципальных образований комиссии не формируются).

Особо подчеркну, что меры по финансовому оздоровлению не амнистия, не всепрощение. С долгами сомнительного происхождения коммунальщики обязаны рассчитаться самостоятельно либо с помощью правоохранителей.

- Тогда, наверное, и бизнес подтянется к проблемам ЖКХ, и товарищества собственников жилья образуются сами собой?

- Очень на это надеемся. Реализация программы по финансовому оздоровлению предприятий комплекса предполагает: поэтапное погашение просроченных задолженностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, а также списание пеней и штрафов по долгам в бюджеты и внебюджетные фонды, кроме задолженности, в отношении которой принято решение о реструктуризации. Урегулирование иных задолженностей происходит путем подписания соответствующих соглашений с прочими дебиторами и кредиторами.

ЖКХ Минэкономразвития