28.02.2007 02:30
Культура

Вышла в свет книга Виталия Третьякова "Бесхребетная Россия".

Вышел в свет второй том полного собрания сочинений Виталия Третьякова на страницах "РГ"
Текст:  Екатерина Конькова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4304)
Читать на сайте RG.RU

"Бесхребетная Россия" - парафраз названия известной книги не очень известного у нас испанского философа и публициста прошлого века Хосе Ортега-и-Гасета "Бесхребетная Испания", и если кто-то из политически грамотных идеологов плохо учил в своих партшколах историю и философию, то садитесь, незачет, два. Впрочем, здесь не только парафраз, но и параллели прослеживаются тоже. Накануне Второй мировой в предчувствии фашизма и франкизма Ортега-и-Гасет размышлял о массах и об элите, об угрозе сепаратизма (каталонского, баскского и других) и о том, какими страшными последствиями чревата для великой кастильской нации ее "бесхребетность", по причине которой некогда великая держава вынуждена "пресмыкаться" в Европе. Застой и разброд взаимообусловлены. Духовное бессилие оборачивается социальным хаосом, говорил Ортега-и-Гасет. И если одна нация превосходит другую, то происходит это именно за счет морального, интеллектуального превосходства "избранного меньшинства". Элита, по Ортега-и-Гасету, суть те, кто не ставит себя выше других, но добровольно взваливает на себя всю ответственность за их судьбу и несет эту ношу до конца.

Как явствует из названия того труда, достойного "хребта" нации в Испании 1930-х философ не видел. Как явствует из российского опыта, самым обиходным из иностранных языков в среде отечественных публицистов всегда считался эзопов. Как явствует из книги Виталия Третьякова, именно таких иностранных заимствований в ней как раз очень немного. Вещи и явления в его 545-страничном томе названы своими именами, а точки над "i" расставлены отнюдь не по правилам давней испанской грамматики, а вполне по-русски, жестко и точно.

"Российская бесхребетность сегодня проявляется слишком во многом (об этом, собственно, все мои статьи), но главное - в отсутствии четко сформулированной и ясно и детально разработанной национальной стратегии, а также в отсутствии политической воли что у общества, что у правящих элит какой-либо стратегией руководствоваться", - пишет автор в предисловии к своей книге, поясняя, что вся сумма его публикаций - это "дробный (и подробный) анализ бесхребетности России и попытка найти точку опоры для преодоления этой бесхребетности". Курсив в данном случае прозрачен. Вышедшая книга - это по сути второй том полного собрания сочинений Виталия Третьякова в качестве колумниста "Российской газеты". Свою колонку "Точка опоры" он публиковал в нашей газете еженедельно, с 2002 по 2006 годы, до момента, когда создатель "Независимой газеты" стал новым главным редактором "Московских новостей" и сотрудничество с "РГ" естественным образом закончил. Кроме колонок, перу Третьякова принадлежали также напечатанные в "РГ" и статьи более солидного объема, дискуссионные публицистические выступления. Главным же обоюдным условием совместной работы известного публициста и главной газеты страны стала абсолютная откровенность. "Владислав Фронин (главный редактор "РГ" - ред.) дал мне полную свободу самовыражения, сказав "Тебе можно все". Не знаю, как относительно других авторов "РГ", но применительно ко мне это правило он не нарушал. Короче говоря, я согласился", - вспоминает Третьяков.

Газета живет один день, и это всегда удручает своей несправедливостью. Колонки и статьи Третьякова, неизменно вызывавшие огромный резонанс у читателей, претендовали на куда более долгую жизнь уже в ином - книжном формате. Первый сборник статей Виталия Третьякова под названием "Нужен ли нам Путин после 2008 года?" увидел свет в конце 2005 г. Только что вышедшая книга тоже не обходит стороной персону и роль российского президента в обществе и государстве, однако абрисом его личности не ограничивается. Названия главок, в которые сгруппированы газетные статьи, сами по себе красноречивы. Помимо основного раздела, по которому получила имя вся книга, - "О Сталине, Путине, Солженицыне и других", "Панихида по Америке", "Выбор Украины, выбор России", "Русский Кавказ", "Терроризм как оружие массового уничтожения", "Общество и его тревоги". Статьи расположены строго по хронологии - лишь снабжены порой "примечаниями-2006". Автор намеренно, по его словам, не стал ничего исправлять в уже написанных и опубликованных текстах, кроме явных опечаток и неудачных оборотов. Четыре года российской политики, данные нам в ощущениях Третьякова, - это антология добросовестных заблуждений, постепенно утрачиваемых иллюзий, внезапных озарений и незыблемых истин. Эти годы полны противоречий, рывков вперед и поворотов вспять или вбок, впрочем, как и вся новейшая история нашей страны. Они крайне важны для понимания того, какой же путь Россия способна все-таки для себя избрать. Историю не перепишешь, но ее опыт вполне можно сделать руководством к будущим действиям.

А настоящая публицистика тем и отличается, что от сиюминутных тем обязательно перекидывает мостик по направлению... ну если не в вечность, то достаточно далеко и надолго. И потому не устаревает. Три цитаты из книги, взятые наугад:

"Политики должны, конечно, особенно в России, растить газон гражданского общества, но ни в коем случае не наступая на него и тем более не превращая его в площадку для своей игры в гольф или ниву для сбора своего урожая на выборах.

Наши политики этого не умеют.

Простим им это - они никогда не были членами гражданского общества. Они такие же, как и мы. Только власти и амбиций больше".

"...Нужна лишь политическая воля для того, чтобы отказаться от привычного. Причем сделать это нужно до 2007 года. Не потому, что в России назревает ситцевая революция. А потому, что в 2007 и особенно в 2008 году необходимо будет принимать слишком важные решения. Нужно быть во всеоружии".

"Для рывка вперед правящий класс России, погрязший в гедонизме и внутривидовой борьбе, политическую волю нации мобилизовать не решился.

Мечтаю и надеюсь, что в 2006 году природные богатства и интеллект нашей нации соединятся наконец с ее настоящей свободой и собственной политической волей. Уверен, что даже первый эффект от такой "химической" реакции будет потрясающим [...]Но лабораторные эксперименты погоды не делают - пора от опытов переходить к массовому производству" .

Третьяков В.Т. Бесхребетная Россия. М., "Российская газета", "Московские новости", 2006.

Литература