01.03.2007 04:05
Власть

Политиков и артистов "сковали одной цепью"

Текст:  Виталий Дымарский (журналист)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4305)
Читать на сайте RG.RU

Выбор - сложный психологический процесс, с трудом поддающийся рациональному анализу. Разве, проставляя "галочки" в избирательном бюллетене, мы не руководствуемся эмоциями, собственными ощущениями (зачастую интуитивными), не столько программными заявлениями, сколько внешними характеристиками кандидатов - от благозвучия фамилии до покроя костюма? Что даже породило новое ремесло - имиджмейкерство, которое с помощью профессиональных средств (от макияжа до подбора слов и выражений) превращает подопечного политика в "своего парня" для разных слоев и категорий избирателей.

Надо ли говорить, что голосовать все же лучше не сердцем, а умом. Но и сердцу ведь не прикажешь: запало в душу посещение концерта будущим президентом - чем не повод отдать ему свой голос? Правда, и в таком иррациональном порыве души выскочило наружу и нечто рациональное - "быть полезным Путину". Читай: и Путин может быть мне полезен, если учтет мой голос, поданный за него, и неоценимый "вклад" отца в создание президентской семьи. Собственно говоря, тогда же эту нехитрую мысль напрямую озвучила известная оперная певица: "Мы поддержим сейчас Путина, а он, став президентом, будем надеяться, поддержит культуру".

Эта история семилетней давности вспомнилась сегодня в связи с новым "походом" мастеров культуры в политику. Партийные списки "Единой России", "Справедливой России", "Свободной России", ставшей два дня назад "Гражданской силой", все больше напоминают то ли составы национальных сборных по разным видам спорта, то ли гуляющие в изобилии по Интернету прейскуранты за выступление "звезд" шоу-бизнеса. Их - великих спортсменов, известных актеров, популярных певцов - можно, наверное, понять: сегодня "буду полезным", а там, глядишь, и тебя не забудут. Как горестно заметил однажды Марк Захаров, главный режиссер просто обязан общаться с властью, чтобы обеспечить выживание театра.

Оставим эти рассуждения на совести самих мастеров культуры и спорта. Тем более что и им нельзя отказать в праве заниматься в той или иной форме политикой, где всегда присутствует определенная (в зависимости от характера власти) квота на циничный расчет. Да и успешные политические карьеры актеров Рональда Рейгана и Арнольда Шварценеггера, музыканта Витаутаса Ландсбергиса или драматурга Вацлава Гавела вполне могут, допускаю, потянуть на заразительные примеры для отечественных "инженеров человеческих душ".

Возникает, однако, другой вопрос: почему все они оказались востребованными в российской политике? Для чего ими заполняют партийные списки?

Уже не раз и по разным поводам писал я в этой колонке, что, к сожалению, политика (как столкновение, сопоставление идей и людей) все больше вытесняется полит- и PR-технологиями. Злую шутку в этом отношении, безусловно, сыграли выборы 1996 года. Именно их итог, предполагаю, породил у отечественной элиты безграничную веру в торжество политтехнологий, в возможность успешно манипулировать общественным сознанием с помощью телепоказа и массового вовлечения в избирательную кампанию шоу-бизнеса. При этом все же тогда, десять лет назад, у избирателей была и смысловая альтернатива: либо продолжение, пусть и со значительными издержками, "нового курса" России, либо реставрация прежних, коммунистических, порядков.

Сегодня выбор свелся к иному набору альтернатив: какой из уже действующих отрядов власти вам милее - чуть "левее" центра или чуть "правее"? Тот, который более "либеральный", или тот, который более "государственнический"? Договорились до того, что один из лидеров одной из новообразованных партий испуганно заявил во всеуслышание, что его формирование не собирается бороться за власть (в чем, собственно, и заключается смысл существования любой политической партии), а только подсказывать власти разумные решения. В общем, как сказал другой известный партиец, "парламент - не место для дискуссий"...

Но вот смена содержательных вех в отечественной политике не повлекла за собой смены методов. Более того, практически все политическое пространство оказалось во власти пиарщиков и политтехнологов, которые из "подручных партий" превратились в их, партий, фактическое начальство. А телевизионное пространство тем временем стало королевством "кривых зеркал" и "аншлагов", в котором (как, видимо, и в парламенте) нет места для острых, неформальных дискуссий, все того же сопоставления взглядов и людей, свойственного нормальной политике. Такой политике, которая предполагает и эффективность, а не только внешний эффект.

В этих условиях и возникла потребность в знаменитостях от культуры, шоу-бизнеса и спорта. Нетрудно предположить, что они как раз и призваны под партийные знамена, чтобы заполнить смысловые пустоты: вместо внятной программы-минимум - короткая программа в исполнении известного фигуриста, вместо подсчета голосов в пользу тех или иных идей - оценки за художественное впечатление...

И ведь сработает! Недавно я участвовал в радиопередаче, куда позвонил слушатель и стал защищать одну из партий, заявив, что его полностью устраивает ее программа. А ведь диалог наш состоялся ровно за день до того, как эта партия принимала свою предвыборную программу. Зато слушатель уже знал, кого из известных людей партия рекрутировала в свои ряды. Кстати, о содержании программы мало кто знает и сегодня, после ее одобрения съездом, тогда как список партийных знаменитостей все еще активно обсуждается в средствах массовой информации...

Недавно скончавшийся известный поэт и переводчик Илья Кормильцев, автор хитов легендарной группы "Наутилус Помпилиус", незадолго до своей смерти вступил в полемику с солистом этой группы Вячеславом Бутусовым, который выступил перед членами одного из многочисленных молодежных движений. Вот что Илья написал: "Я против того, чтобы тексты, написанные мной, исполнялись в контексте политических мероприятий..."

Бутусов (и не только он), в конце концов, имеет право на собственный выбор аудитории для своих песен. Проблема в другом: слияние политики и шоу-бизнеса создает для общества некоего мутанта в виде политшоу-бизнеса, в котором важнейшим из искусств является ТВ. Не хотелось бы, чтобы вместо обсуждения серьезных общественных, экономических проблем, различных подходов к их разрешению нам показывали сборный концерт, где выступают "скованные одной цепью" (Илья Кормльцев) политики, спортсмены и музыканты.

Пусть даже на этом концерте кто-то с кем-то познакомится...

Внутренняя политика