В марте в Госдуме РФ пройдут парламентские слушания по данному законопроекту. Впервые он был внесен в Госдуму на рассмотрение еще в 1998 году. В 1999-м депутаты его приняли в трех чтениях, но Совет Федерации закон заблокировал, посчитав, что он опережает время и в стране к нему еще не готовы. Была создана согласительная комиссия для его доработки, и новый вариант законопроекта Дума приняла в первом чтении лишь в 2003 году, дальнейшая работа над ним затянулась еще на четыре года. В процессе подготовки законопроекта встал вопрос: а есть ли люди для его реализации, есть ли подготовленные общественники, которые не будут преследовать корыстные интересы? Тогда и стали появляться в регионах школы общественного инспектора.
На открытии такой школы в Барнауле побывал разработчик законопроекта - член Научно-консультативного совета при Генеральном прокуроре России, председатель секции правоохранительных органов Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Валерий Борщев. Он довольно высоко оценил опыт Алтайского края в наработке практики общественного контроля за пенитенциарной системой, хотя и заметил, что в некоторых других регионах шагнули дальше: "В Красноярском крае, например, при каждой колонии созданы общественные советы. Это, конечно, несколько отличается от того, что предполагает законопроект. Инициатива должна исходить от общественных деятелей, а в Красноярске она идет от начальника колонии. Но принцип общественного контроля сохраняется".
Основным направлением деятельности, по мнению Борщева, должно стать стремление привести российскую уголовно-исправительную систему в соответствие с европейскими пенитенциарными правилами. В Великобритании, например, уже более ста лет действует система общественных наблюдателей, которые посещают тюрьмы, следят за условиями содержания заключенных и при необходимости помогают решать возникшие проблемы. Тюремные "евростандарты" были утверждены еще в 1955 году и с тех пор претерпели мало изменений.
Валерий Борщев убежден, что школа общественного инспектора поможет Алтайскому краю подготовиться к новым требованиям законодательства и уже в ближайшее время приступить к формированию наблюдательной комиссии. Оптимизм законотворца в регионе разделяют не все. Помощник начальника краевого управления Федеральной службы исполнения наказаний Валерий Козлов опасается, что с открытием школы в Барнауле поторопились, ведь нормативная база еще не создана и не известно, когда и с каким результатом работа над законопроектом завершится.
Правда, и общественники, и чиновники сходятся в одном - контроль за пенитенциарной системой нужен. На Алтае действует разветвленная сеть исправительных учреждений, в которых содержится большое число людей, лишенных свободы. Это целый "город осужденных", и проблем в нем ничуть не меньше, чем в обычном городе. Поток жалоб на условия содержания в СИЗО и колониях ежегодно растет. За 2006 год из мест лишения свободы уполномоченному по правам человека в Алтайском крае поступили 283 обращения. Жалуются на отказ в медицинской помощи, много претензий к материально-техническому и санитарному состоянию учреждений: нет умывальников, санузлов, нары допотопные. Колонии перенаселены. Жалуются осужденные и на неправомерные действия администрации тюрем и наложения взыскания. Есть проблемы с паспортизацией, когда граждане выходят из мест заключения со справками и не могут устроиться на работу и прописаться. Очень плохо в колониях с работой - ею там занят только каждый четвертый. Люди не получают зарплату, не могут платить алименты и возмещать ущерб пострадавшим.
По данным краевой прокуратуры, в 2006 году Европейский суд по правам человека частично удовлетворил жалобы двух осужденных из Алтайского края: граждане Мамедова и Романов жаловались на условия содержания, унижающие человеческое достоинство.
Алтайские общественные организации и представители УИН подключились к обсуждению многострадального законопроекта еще на стадии его разработки. Для отработки взаимодействия в крае был создан Общественный совет при краевом управлении ФСИН. Сейчас действующий совет пытается привлечь к работе по надзору за пенитенциарной системой как можно больше общественных организаций. В него вошли 11 представителей различных общественных объединений, в том числе попечительских советов детских колоний, родительских комитетов, общественной организации по реабилитации лиц без определенного места жительства, организации по правовой защите подростков, общественных организаций ветеранов локальных войн и других.
Валерий Борщев,
председатель секции право-охранительных органов Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ:
- Законопроект касается всех мест принудительного содержания и министерства внутренних дел, и УФСИН, и Федеральной службы безопасности. Мы пока отрабатываем систему общественного контроля на УФСИН, потому что эта система оказалась более мобильной. Законопроект предполагает, что в наблюдательные комиссии выдвинут своих представителей общественные объединения, которые уже действуют не менее пяти лет, известные в регионе. Затем эти кандидатуры будут утверждаться уполномоченным по правам человека. Нам кажется этого недостаточно, надо отработать механизм взаимодействия неправительственных общественных организаций с органами исправительной системы, органами внутренних дел и минобороны.
Хорошо, что сама идея общественного контроля утвердилась в сознании. Теперь вопрос в ее воплощении. Мы должны быть готовы к будущему закону, и это - задача школы.
Геннадий Королев,
председатель комитета информационной политики администрации Барнаула:
- Во-первых, функции контроля за пенитенциарной системой возложены на прокуратуру, и, если создаются постоянные органы общественного контроля, получается, что прокуратура не справляется со своей задачей? Не думаю, что это так. Во-вторых, я сомневаюсь, что найдутся бескорыстные общественники, готовые просто так ходить по колониям и ратовать за права заключенных. В-третьих, у нас есть депутаты разных уровней, которым сам Бог велел заниматься таким контролем, однако они не спешат в колонии.
Мы в погоне за евростандартами сделали для исправительных учреждений столько, сколько не делаем порой для социальных учреждений на свободе. У нас пострадавшие часто живут в худших условиях, нежели преступники. А о их правах почему-то забывают...
Справка "РГ"
В системе УФСИН Алтайского края сегодня 17 учреждений: четыре СИЗО, две колонии общего режима для мужчин, две колонии строгого режима для мужчин, одна колония особого режима для мужчин, одна женская колония, две колонии для несовершеннолетних, два лечебно-исполнительных учреждения, одна туберкулезная больница и две колонии-поселения. Всего в них содержится более 16 000 осужденных, что сравнимо по численности с населением среднего города нашего региона, например Белокурихи.