О необходимости ввести новые стандарты и покончить с неразберихой при покупке одежды в Европе говорят давно. Проблема не просто назрела, а давно, как говорят эксперты, перезрела. Дошло до абсурда. Брюки 12-го размера, пошитые в Великобритании, соответствовали аналогичным немецким штанам 38-го размера, бельгийским 40-го, итальянским 44-го и португальским 46-го. Разумеется, ни один национальный производитель в Европе не жаждал подстраиваться под размеры соседа, и потому спорили там долго и жарко. Тем не менее к 2003 году в зоне Евросоюза удалось выработать принципиально новую систему обозначения размеров одежды. Официально ее приняли в 2004 году, но поскольку проект предусматривал добровольное присоединение всех трех десятков европейских стран, то потребовалось еще три долгих года, чтобы сломать последний "очаг сопротивления" итальянских текстильщиков и портных.
И вот он пал. Любопытно, что президент итальянской Национальной текстильной ассоциации объяснил свое согласие не необходимостью европейской интеграции, а всего лишь объективными потребностями: "Всем надоела эта неразбериха при покупке одежды". По его словам, современный среднестатистический европеец за последние полвека стал выше и крупнее. Потому новые размеры, скажем, рубашки включают такие параметры, как объем груди, талии и длину изделия. Размер шапки учитывает обхват головы, брюк - объем бедер и длину ног и т.д.
Для комфорта потребителя в Европе на этикетке теперь будут указывать параметры тела в сантиметрах в сопровождении пояснительного рисунка. То есть все будет максимально просто и наглядно.
В Европе введение единого размера уже объявили историческим решением.
Присоединится ли к проекту Россия?
Европейские размеры мы перенимать не станем. Швейники не считают нужным
- В России уже давно проведены необходимые исследования и разработаны новые стандарты размеров. Информация о новых российских размерах, которую увидит наш потребитель на этикетке, принципиально не отличается от европейской, - сообщила "Российской газете" заместитель гендиректора Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности (ЦНИИШП) Людмила Викторова. - Там будут те же 3 - 4 основных параметра и та же единица измерения - сантиметры.
Наша система, по мнению экспертов ЦНИИШП, даже удобнее для потребителя. А главное, основывается на собственных исследованиях. Согласно данным антропометрического обследования россиян, которые провел институт, наши люди уже не те, что 30 лет назад (исследования положено проводить раз в 15 лет, но в годы перестройки было не до обмеров населения). Тинейджеры и люди среднего возраста стали выше и стройнее, а старшее поколение значительно прибавило в весе.
Кроме того, парни в возрасте от 18 до 29 лет за последние 30 лет выросли на 12 см. Мужчины средней возрастной группы (от 30 до 44 лет) - на 6 см. И только в старшей возрастной группе (старше 45 лет) заметного роста мужчин не наблюдается.
Всех мужчин наши создатели одежды условно разделили по типовым фигурам на 5 полнотных (это не оскорбление, а профессиональный термин текстильщиков) групп.
Анализ результатов антропометрического обследования женщин также показал интересные тенденции. По сравнению с мамами и бабушками нынешние дамы отличаются:
а) увеличением продольных размеров тела;
б) улучшенной осанкой;
в) увеличением длины рук и ног, а также изменением пропорций тела. У них более высокий уровень линии талии, более широкие плечи при той же величине туловища.
Новым людям требуется новая одежда. Согласно новой системе размеров для мужчин размер будет определяться ростом, объемом груди и талии, а для женщин - ростом, объемом груди и бедер.
Чем еще мы отличаемся от Европы
У нас огурец и морковка - овощи, у них - фрукты
Помимо хрестоматийного размера железнодорожной колеи (европейская шириной 1435 мм против наших 1520 мм), от европейских стандартов мы отличаемся по ряду параметров.
- У нас разная классификация легковых машин. В Западной Европе принято все легковые автомобили подразделять на классы в зависимости от их габаритных размеров. В России - по рабочему объему двигателя.
- В подавляющем большинстве западных самолетов и вертолетов командир размещается в правом кресле, в наших - принципиально в левом. Впрочем, есть жесты доброй воли по налаживанию взаимопонимания. Так, в некоторых новых вертолетах фирмы Камова конструкторы переместили командира экипажа в правое кресло. А на новейшем "стелсе" - бомбардировщике-невидимке В-2 - шеф-пилот располагается на левом сиденье. В-2, правда, не европейский, а американский самолет, но все равно приятно.
- Калибр любого нарезного оружия - еще один пример "зеркального" противостояния. Мы свой калибр измеряем по глубине нарезов, они - по стенкам ствола. В итоге калибр классического европейского 9-мм "браунинга", по нашим подсчетам, не больше 8,8 мм, а с их точки зрения, пуля нашего "Макарова" соответствует 9,2 мм. Радует, что русский размер всегда круче. Из-за чего во время Великой Отечественной мы оказались в выигрыше. Немецкие трофейные боеприпасы вполне подходили к нашим минометам, а вот наши мины "одинакового калибра" в немецкие минометы не влезали.
Кроме того, за европейскую единую стандартизацию всегда приходится чем-то платить. Доходит до курьезов. Так, после вхождения Эстонии в Евросоюз местные огурец, помидор и морковь стали... фруктами. Как пояснили чиновники, в Европе та же морковь считается фруктом, чтобы можно было продавать морковное варенье. Возражения на предмет того, что эстонский огурец фруктом не может быть по определению, там приняты не были.