Вьетнамского студента Ву Ань Туана убили 13 октября 2004 года в Санкт-Петербурге. По версии обвинения, в тот вечер у клуба "Ровесник" четырнадцать молодых людей после распития спиртного решили избить продавца арбузов. Однако по пути встретили Ву Ань Туана. Один из компании, 14-летний подросток, предложил избить вместо продавца арбузов вьетнамца. Ему было нанесено 37 колото-резаных ранений, от которых Ву Ань Туан скончался.
Городской суд Санкт-Петербурга оправдал на основании вердикта присяжных всех 14 человек, которые обвинялись в убийстве вьетнамского студента. Но прокуратура обжаловала приговор, и он в силу не вступил. Так продолжалось до вчерашнего дня.
Вчерашнее заседание Верховного суда напоминало битву. Екатерина Филиппова, представлявшая обвинение пыталась доказать, что это СМИ виноваты в том, что убийц присяжные оправдали. "Публикации в СМИ были призваны на то, чтобы формировать у присяжных предубеждение о невиновности подсудимых", - сказала прокурор. Кроме того, она подчеркнула, что присяжными была нарушена тайна совещательной комнаты. В конце прокурор обрушилась на адвокатов скинхедов, обвинив их в нарушении процессуальных норм, и потребовала оправдательный приговор отменить и направить дело на доследование. Это было бы выходом для следствия из довольно пикантной ситуации с наименьшими потерями. Но катастрофы избежать не удалось.
Судебная коллегия Верховного суда определила: "Приговор Санкт-Петербургского городского суда с участием присяжных заседателей оставить без изменения, а кассационное представление и кассационные жалобы без удовлетворения".
Если говорить по-простому, то гособвинение проиграло во второй инстанции и сенсационный оправдательный приговор скинхедам вступил в законную силу. За убийство вьетнамца никто не понес наказания, и неизвестно, понесет ли в дальнейшем, потому что расследовать дело двухлетней давности теперь надо фактически с чистого листа, а все это время следователи просто зря ели хлеб.
Кстати, Верховный суд уже не в первый раз подтверждает оправдательные приговоры по делам, связанным с убийствами на национальной почве, вынесенные судами присяжных. Так что можно говорить не о единичном просчете следствия, а о тенденции, связанной, скорее всего, с непрофессионализмом.
Это ключевое слово, если вспомнить аналогичные дела, когда преступников осуждали за хулиганство, за побои, но только не за убийство. Проблема не в том, что подозреваемые преступления не совершали, а в том, что следователи просто не смогли доказать их вину. Журналисты и потерпевшие и не сомневались в том, что на скамье подсудимых сидят истинные виновные. Вчера адвокат одного из обвиняемых Александр Иванов заявил: "Касаясь публикаций СМИ, хотелось бы сказать, что 99% тех публикаций, которые были по данному делу, носили как раз обвинительный уклон и должны были сформировать обвинительную позицию присяжных".
Адвокат потерпевших Иван Курылев уже заявил, что будет обжаловать оправдательный приговор в вышестоящей инстанции. В самой прокуратуре пока не определились, будут ли обжаловать вердикт в Президиуме Верховного суда РФ.