06.03.2007 01:00
Культура

Островского поставили на Малой Бронной

Александра Островского поставили на Малой Бронной
Текст:  Марина Квасницкая
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4309)
Читать на сайте RG.RU

Эта история Островского о построении капитализма в России, со всеми вытекающими отсюда последствиями, пришлась ко времени. Как говорится, декорации меняются, сценарий остается. Так же откликается широкая русская душа на неожиданную свободу, которая кажется бесплатным приложением к каждому денежному мешку. Все та же картина вседозволенности, которую можно наблюдать как в репортажах из Куршевеля, так и в бытописании замоскворецкого быта. Как говорится, широк русский человек, обузить бы. Зато какой простор для колоритных сценических персонажей. Островский - тонкий психолог, он далек от карикатурности. Скорее он ищет корень таких разных проявлений человеческой натуры, как жестокость и подвижничество, и находит его в таком волевом импульсе, как темперамент, или, говоря словами его пьес, "кураж". Исследованию этого специфического российского куража, кажется, и посвящена пьеса, а вслед за ней и спектакль.

В пьесе куражатся по-разному: купец Курослепов направил свою энергию в фанатичную преданность сновидениям. Он погружается в сон как в сладостную сказку, отдаваясь иллюзии всеми фибрами своей души. Актер Владимир Ершов делает своего персонажа по-детски трогательным. Этот могучий мужик в тулупе по иронии судьбы как две капли воды похож на облик сегодняшнего нового русского: тулуп обрел черты модной дубленки цвета яичной скорлупы, а окладистая борода кажется результатом работы дорогого стилиста. Ведь в демократичном русопятом облике - столько шарма!

Хлынов, богатый подрядчик, сходит с ума по-своему: нанял себе режиссера для нестандартных забав, то есть, простите, устроителя разбойничьих налетов, и выпускает пар в соответствии со своей фантазий. Герой Сергея Перелыгина страдает тем, что современные психологи называют диагнозом "смеющаяся депрессия". Человек веселится, а всем вокруг как-то холодно. Если при этом человек обладает властью ломать человеческие судьбы, тогда вообще у окружающих - мурашки по коже. В этой истории он ломает Васю Шустрого(Алексей Филимонов), берет на службу запевалой. Во времена Островского, очевидно, прислуживать в игрищах дурного барина было жуть как позорно. По иронии судьбы сегодня быть менеджером у крупного босса - объект мечтаний. Поэтому режиссер усугубляет моральное падение этого героя - он соглашается быть не только шутом, но и удовлетворять сексуальные прихоти Хлынова. Он - аутсайдер, слабак, говоря современным языком. Впрочем, его ждет свой путь наверх.

Барина из хлыновской компании играет актриса (!) Екатерина Дурова. Стильный макияж в бежевой гамме, приталенная изысканная дубленка...Стоит ли объяснять истоки этого темперамента?

Сплетник Силан в исполнении студента Олега Соколова становится тоже несколько более женствененым, чем подобает мужчине. Но эта феминность скоро тонет под наплывом инфантильности: меховые рукавицы на резиночке и детская меховая шапочка делают этот персонаж смешным.

Студент Артемий Гринченко в роли коварного приказчика, продающего свои жаркие ласки жене хозяина за деньги, создает очень узнаваемый портрет карьериста. Даром что прямой пробор в гладкой прическе сегодня неактуален, а все остальное - очень даже в ходу.

Их однокурснице Александре Виноградовой досталась роль сластолюбивой Матрены, готовой на воровство ради молодого любовника. Актриса так искренне играет влюбленность, что становится одним из главных персонажей этого спектакля. Красный головной платок и аксессуары делают ее внешне очень яркой, напоминающей кустодиевских купчих с таким обманчиво благополучным обликом. Ее актерский темперамент мощно пульсирует со сцены. Пожалуй, стоит добавить чуть больше драматизма в финальную сцену разоблачения ее афер - и эта недалекая бабенка в ее исполнении станет почти леди Макбет Мценского уезда.

Городничий Градобоев в исполнении Петра Баранчеева - самый уравновешенный из всей компании, такой человек-калькулятор. Но стоит посмотреть, как он опрокидывает флягу с мутным самогоном - и здесь видна страстность натуры. Ужасаться или восхищаться? Риторический вопрос.

Однако спектакль не получился бы, если бы не состоялось исполнение главной женской роли сироты Параши. Актриса Алина Сергеева так органично обжила все обстоятельства роли, что отступили на второй план некоторая схематичность образа, какая-то несовременность ее героини, странность поступков. Параша готова бросить все свое добро, положение богатой невесты и стать женой солдата ради Василия, ничтожного по сути человека. Экзальтированная жертвенность ее героини в литературном первоисточнике оборачивается в ее исполнении признаком цельной натуры, обладающей талантом к самопожертвованию. И даже ее слепота становится такой понятной. Актриса делает свою Парашу очень сегодняшней, умеющей любить, пережить боль разочарования и самой сделать свою судьбу. Тип личности, справедливо названный сегодня self made.

Театр