07.03.2007 05:20
Власть

Михаил Фрадков обсудит проблемы миграции с главой Узбекистана

Россия-Узбекистан: первым делом "голубое топливо", а самолеты - потом
Текст:  Елена Лашкина (Ташкент)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4310)
Читать на сайте RG.RU

Правда, программа визита выглядит довольно сжатой. Кроме встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым и своим узбекским коллегой Шавкатом Мирзияевым, Михаил Фрадков, собственно, больше нигде не будет обсуждать тему экономического сотрудничества: узбекский бизнес особой заинтересованности в этом, судя по всему, не проявил.

За прошедшие восемь лет, пока в Узбекистане активно дружили с американцами, ни о каких экономических связях с Москвой речи не шло. И хотя российский президент Владимир Путин приезжал в Ташкент, цель его визита была иной - участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества.

Сейчас же Узбекистан как никогда лучше укладывается в ту новую модель интеграции, которая основана на политических нюансах энергоснабжения. Следовательно, и российский интерес к этой стране возрос. Соглашение о стратегическом партнерстве между Москвой и Ташкентом открыло узбекский газовый рынок для российского "Газпрома": в 2005 году в трубу было закачано 8,15 миллиарда кубометров, а в 2006-м - 9 миллиардов. "Газпрому" удалось убедить Ташкент увеличить экспорт газа в этом году до 13 миллиардов кубометров. В общем, динамика узбекских поставок в газопровод "Средняя Азия - Центр" абсолютно удовлетворяет "Газпром": таким образом холдинг отчасти решает проблему своих обязательств перед европейскими потребителями. Правда, подобное увеличение дается Узбекистану не без последствий. На постсоветском пространстве эта страна имеет чуть ли не самую энергоемкую экономику, модернизировать которую пока так и не удалось.

Следовательно, и говорить о снижении внутреннего газопотребления пока не приходится. Впрочем, Ташкент, судя по всему, готов к тому, чтобы снизить его искусственно, так как цена вопроса постоянно увеличивается. Теперь Москва платит за 1000 кубометров газа уже не 60, а 100 долларов.

"Газпром" внакладе тоже не останется. Российский холдинг уже подтянул всех "союзников" к международным ценам на "голубое топливо", возвращая себе и затраты на повышенный туркменский газ, и прибыль. Кроме того, российский газовый холдинг, как известно, традиционно рассматривает газовую сферу на постсоветском пространстве как зону исключительно своего влияния. Поэтому и допускать на среднеазиатские рынки Украину и Грузию он в общем-то и не собирается - соседям шлют "газовый привет". "Газпром" сам готов разрабатывать месторождения газа на территории Узбекистана и реконструировать узбекские газопроводы. К примеру, на плато Устюрт, где запасы природного газа в течение пяти лет могут составить порядка 140 миллиардов кубометров, российский газовый монополист готов инвестировать в проект в этом году около 100 миллионов долларов. Суммарные же инвестиции в разработки месторождений оцениваются в 1,2 миллиарда долларов.

Еще о трех месторождениях (Урга, Куаныш и группа Акчалакских месторождений), за счет разработки залежей которых планируется увеличить импорт газа из Узбекистана до 17-18 миллиардов кубометров в год, "Газпром" ведет переговоры не первый год. В случае подписания такого соглашения "Газпром" де-факто монополизирует экспорт газа из Узбекистана.

Впрочем, и без того накопленные инвестиции российских компаний в топливно-энергетический комплекс Узбекистана составляют около 2,5 миллиарда долларов. "В перспективе эти вложения могут существенно повысить экспортный ресурс республики", - считают в российском правительстве. В общем, у Ташкента есть все шансы для того, чтобы стать серьезным игроком на газовом рынке, сопоставимым с Туркменией.

Именно поэтому к узбекскому рынку сейчас рвется Киев, предлагая договариваться об увеличении объемов импорта газа и финансово поучаствовать в разработке узбекских месторождений газа. Активно присматривается и Евросоюз, несмотря на то, что всякое сотрудничество между ЕС и Ташкентом прервано из-за того, что европейцы обвиняют узбекские власти в многочисленных нарушениях прав человека. В ноябре 2006 года Совет министров ЕС продлил на 12 месяцев эмбарго на поставки оружия в Узбекистан, а также на шесть месяцев - запрет на выдачу виз узбекским чиновникам, которые, по версии ЕС, несут ответственность за трагические события в мае 2005 года в Андижане. Однако прагматичные немцы, председательствующие нынче в ЕС, как замечают эксперты, собираются уже в мае смягчить санкции против Ташкента, введенные после андижанских событий. Правда, судя по всему, с прицелом на сотрудничество: ЕС надеется привлечь Узбекистан к строительству газопроводов в обход России, в частности к проекту Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря. Здесь уж не до политики.

Вспоминать о политике не будет в Ташкенте и премьер-министр Михаил Фрадков. Его сфера деятельности - экономическая составляющая. Узбекистан уже успел вступить во все многосторонние организации - СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС, теперь пришло время выполнять те обязательства, которые возлагаются на их членов. Режим свободной торговли ЕврАзЭС предусматривает выравнивание Узбекистаном акцизов на отечественные и российские товары. Сейчас Ташкент, защищая отечественных производителей, применяет различные уровни акцизов, правда, в Москве не рассматривают это как дискриминационную меру. К тому же Узбекистан, поскольку он не входит во Всемирную торговую организацию, может позволить себе подобные шаги. Однако, являясь членом ЕврАзЭС, он должен выровнять акцизы для товаров стран-участниц сообщества. При этом допускается, чтобы акцизы были более высокими на товары из третьих стран.

Кроме того, есть проблема ускорения конвертации и перевода денежных средств, заработанных российскими компаниями. Из-за неполной конвертации национальной валюты экспортеры не могут сразу зачислить выручку, ожидая полного выполнения установленной процедуры. Однако каких-либо документов подписывать в ходе этого визита с узбекской стороной не планируется.

В настоящее время в завершающей стадии подготовки находятся три межправительственных соглашения: о реадмиссии, трудовой деятельности и защите прав трудовых мигрантов и о борьбе с незаконной миграцией. Эти соглашения могут быть подписаны в ближайшее время.

Конечно, это не единственные вопросы, которые может решить в Ташкенте российский премьер. Россия давно задумывала перенести из Ташкента в Ульяновск производство самолетов Ил-76. Частично осуществить это удалось: в 2008-2010 годах в Ташкенте построят 15 машин, остальные же 23 - на ульяновском ЗАО "Авиастар-СП", на что правительство выделит 6,4 млрд. руб. Уже не первый год глава Роспрома, а по совместительству и сопредседатель межправительственной российско-узбекской комиссии Борис Алешин решает ценовой вопрос с авиазаводом. Сумма, выставляемая руководством предприятия, неадекватна производимой продукции. За счет России, основного заказчика Ил-114, авиазавод, находящийся на грани банкротства, пытается покрыть все понесенные убытки и задолженность по зарплатам работникам. Однако противостояние может привести к переносу производства в рамках этого проекта в Ульяновск. Собственно, о перспективах Ил-114 Фрадков и намерен поговорить с руководством Узбекистана. Несмотря на конфликт авиазавода с "Рособоронэкспортом", ташкентское предприятие получило предложение сотрудничать с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) с перспективой вхождения в нее.

Внешняя политика Нефть и газ Ресурсы Узбекистан