07.03.2007 04:00
Общество

Галина Карелова: Расходы бюджета Фонда социального страхования вырастут в 4,5 раза

Галина Карелова о новых пособиях по уходу за ребенком, больничных листах и льготных путевках
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4310)
Читать на сайте RG.RU

Главное для всех нас - это то, что теперь мы будем получать больше. Обо всех новшествах на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказала глава Фонда социального страхования Галина Карелова.

Российская газета | Галина Николаевна, если спросить любого взрослого человека, что такое Фонд социального страхования, то первое, что придет на ум, - это организация, которая оплачивает больничные листы. Вы согласны с таким определением?

Галина Карелова | У Фонда социального страхования сфера деятельности весьма широкая. Но вы правы: главное - выплата пособий по временной нетрудоспособности. Более 70 процентов средств Фонда идут на их оплату. В 2006 году, например, каждый второй работающий в стране брал больничный лист.

РГ | Люди стали больше болеть или меньше?

Карелова | Количество больничных листов - еще не показатель уровня заболеваемости. Сами знаете: нередко человек болеет, но на больничный не идет. Но в 2006 году больничных было выдано чуть больше, чем в 2005 году, - 29,6 млн. случаев против 29,4 млн. Почему? У нас есть предприятия, которые работают на специальных налоговых режимах.

Это, как правило, малые предприятия (химчистки, парикмахерские и т.п.). Вот на них количество больничных выросло - в прошлом году на каждого человека было три дня или более, а в позапрошлом - чуть больше двух дней. Для сравнения: на предприятиях, где платят единый социальный налог, в среднем приходится более 7 дней больничного на человека в год.

РГ | То есть в малом секторе больничный стали брать чаще. С чем это связано?

Карелова | Эти предприятия отчисляют меньший налог на социальное страхование. И, с одной стороны, работодатели думают, что денег на больничные не хватит, а с другой - сотрудники боятся брать больничные: в маленьком коллективе каждый на виду, и заменить одному другого трудно. Но на самом деле средств на больничные на таких предприятиях и на средних вполне достаточно, и мы постоянно стараемся донести до работников малых предприятий: если вы заболели, не бойтесь брать больничный. Я думаю, что в 2006 году нас услышала уже большая часть людей, поэтому там отчасти и произошел некоторый рост. Это важно, потому что такого типа предприятия - это 12 миллионов застрахованных граждан. То есть на них трудится каждый шестой работающий человек в стране. И конечно, мы должны права работников всех предприятий защищать в равной мере. Экономия на этом никому не нужна.

РГ | С этого года поменялась методика исчисления пособий по больничным. Скажите, в целом мы теперь больше будем получать?

Карелова | В среднем - да. Особенно те, у кого, кроме основной работы, есть еще совместительство. Кроме того, увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности с 15 тысяч до 16 тысяч 125 рублей.

РГ | Кстати, поступило много вопросов от бухгалтеров. Они сводятся к одному: когда будет издано постановление правительства о правилах расчета пособий?

Карелова | Постановление готово, оно находится сейчас на согласовании в министерствах. Но нужно иметь в виду, что в законе о пособиях N255-ФЗ от 29.12.06 г. есть статья 14, где прописаны общие принципы и подходы к исчислению. Постановление будет касаться только некоторых особенностей исчисления. То есть сегодня бухгалтеры могут рассчитывать больничные, пользуясь общими нормами закона, а также постановлением правительства РФ N213 (принято в апреле 2003 г.) в части, не противоречащей закону. В 95 процентах случаев этого достаточно. А там, где есть особенности расчета, позже пособие можно будет пересчитать. И об этом Фонд информировал работодателей.

РГ | С этого года много нового появилось и в оплате пособий по уходу за ребенком. Расскажите о них.

Карелова | Здесь две новации. Первая - увеличение самого размера пособия. До 1 января 2007 года у работающих граждан оно составляло 700 рублей. С 1 января не просто увеличивается пособие, но впервые делается попытка увязать его размер с величиной заработка. Работающие матери или отцы будут получать пособие в размере 40 процентов от заработка. Но не менее 1,5 тысячи рублей и не более 6 тысяч рублей.

Вторая новация - впервые в истории России введено пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих лиц. Это 1500 рублей - для первого ребенка и 3000 рублей - для второго.

РГ | Галина Николаевна, а вот Наталья Козлова из Иванова пишет, что ее дочь, которая 11 месяцев назад родила ребенка и до этого нигде не работала, не может получить пособие по уходу. С нее требуют, чтобы она принесла справку из центра занятости.

Карелова | Мы проблему "лишних" справок предвидели, и когда собирали своих управляющих, подробно обсуждали этот вопрос, но, видимо, еще не везде проинформированы органы соцзащиты населения. Справка требуется только в том случае, если человек был уволен в связи с ликвидацией предприятия. Скоро выйдут и разъяснения минздравсоцразвития об этом: когда человеку нечем доказать, что он нигде не работал, он просто пишет это в заявлении. И пишет, что предупрежден об ответственности за дачу сведений, не соответствующих действительности. Все. Соцзащита имеет право проверить эту информацию, у нее есть базы данных, но не должна требовать лишних документов.

Что касается конкретной женщины из Иванова, то она сможет получить деньги, но не за все 11 месяцев, а начиная с 1 января, когда закон вступил в силу.

РГ | В какую сумму обойдутся Фонду новые детские пособия?

Карелова | Расходы бюджета Фонда социального страхования по сравнению с 2006 годом вырастут в 2007 году в 4,5 раза. В целом на выплату пособий по уходу за ребенком запланировано 50,3 миллиарда рублей, в том числе для работающих женщин - 36,5 миллиарда. Это беспрецедентно! Конечно, в этой сумме деньги не только Фонда. То, что пойдет на выплаты неработающим женщинам - 13,8 миллиарда, - это деньги федерального бюджета. Мы уже получили из федерального бюджета более 3 миллиардов и направили их в регионы.

РГ | Тем не менее и собственные расходы Фонда серьезно увеличатся. Скажите, у вас не может возникнуть такая же ситуация, которая возникла в Пенсионном фонде? Нет ли угрозы дефицита?

Карелова | Угроза дефицита есть всегда. Поскольку тенденция к росту социальных расходов была, есть и, видимо, всегда будет. Потому что любой человек хочет жить лучше. Точно так же и общество, я думаю, заинтересовано в том, чтобы социальные расходы были достойными.

Что касается ситуации конкретно в Фонде социального страхования, то у нас в следующем году возможен текущий дефицит. Однако пока об этом говорить рано. Сейчас при работе по формированию бюджета на 2008-й и на период до 2010 года все остатки и дополнительные доходы прошлых лет будут так же, как это было и в 2006 году, задействованы. Однако не могу не сказать (может, это нескромно, но это так), что у нас хорошо собираются налоги - собираемость составляет 99,8 процента.

РГ | Разве Фонд может повлиять на процесс сбора налога?

Карелова | Может. И влияет. Во-первых, наши доходы - это ведь не только доходы от единого социального налога. У нас есть еще социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Все 100 процентов этих страховых взносов Фонд собирает как налоговый орган. И этим Фонд соцстраха существенно отличается от двух других внебюджетных фондов. Кроме того, у нас в отличие от других фондов работает зачетная система. Это значит, что большая часть пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплачиваются по месту работы работодателем. А ему потом это идет в зачет ЕСН. Сам работодатель заинтересован в том, чтобы расходовать всю часть ЕСН, которая должна идти на социальное страхование. И только неизрасходованная часть ЕСН перечисляется в Фонд. Зачетная система непроста. По поводу ее было много дискуссий и еще больше будет. Но у нее есть и очевидные плюсы - это высокая собираемость налога. Как я уже отметила, процент сбора за все последние годы не был ниже 99,5 процента.

РГ | Мы вплотную приблизились к теме реформирования социального страхования. Дискуссии продолжаются. Есть, например, мнение, что Фонду надо добавить нестраховые функции. Какова ваша позиция? Куда надо двигаться дальше - к чистому страхованию или государственные функции тоже выполнять?

Карелова | Конечно, надо двигаться к чистому страхованию. Для меня это очевидно. Весь мир движется по пути развития социального страхования. Любой вид страхования (пенсионного, социального, медицинского) и размеры страховых выплат должны находиться в строгой увязке с заработком застрахованного лица. Вот та ключевая формула, на которую ориентируются все, кто заинтересован в дальнейшем совершенствовании социального страхования. И мы не исключение.

Различия - в этапах и конкретных технологиях. Мне представляется, что на текущем этапе нужно понять и оценить все возможные риски нововведений. В частности, нужно отдавать себе отчет в том, что в настоящее время 40 процентов предприятий, и среди них немало крупных, на которых трудится большое число людей, получают дотации от Фонда социального страхования. Что будет с ними, с работающими, когда отчислений на социальное страхование не хватит на выплату пособий? Люди же не могут перестать болеть, например. Как это скажется на социальном самочувствии? Задача не из легких. Возможно, на какой-то период надо принимать меры переходного характера. Вначале, возможно, какая-то часть выплат по социальному страхованию должна быть гарантирована государством, независимо от того, на каком предприятии человек работает. А вот все остальное должно зависеть от работы предприятия и зарплаты самого работника. На следующем этапе должна быть уже более жесткая привязка получаемых работником пособий к его зарплате. Постепенно дотации из Фонда социального страхования должны сойти на нет.

РГ | С другой стороны, предприятие может сэкономить на выплатах по больничным, по несчастным случаям, если оно заботится об улучшении условий труда, о здоровье работников. У вас есть предложения, как в этом заинтересовать работодателя?

Карелова | И не просто предложение. При страховании от несчастных случаев действуют вполне конкретные меры. В частности, предприятие может 20 процентов от страховых взносов направлять на санаторно-курортное лечение работников, на приобретение индивидуальных средств защиты, на другие нужды по охране труда. К сожалению, об этом не все знают. В 2005 году этой возможностью воспользовались только 5 процентов предприятий.

Вообще неосведомленность работодателей порой удивляет. Вот в 2006 году началась диспансеризация граждан, работающих на вредных производствах. Вроде бы работодателю это только на руку - собственные средства тратить не надо, деньги идут централизованно, а многие этим не только не заинтересовались, но и категорично отказались участвовать в этой программе. Потребовалось полгода, чтобы раскрутить этот маховик, втянуть в этот процесс и работающих, и работодателей.

Есть еще одна очень хорошая мера, о которой должны знать и работодатели, и работники, - так называемое "долечивание" граждан. Если работник попал на больничную койку, например, с инфарктом, инсультом, язвой желудка и т.д., после стационара может получить путевку в санаторий на долечивание. В прошлом году мы впервые "долечивали" беременных женщин, имеющих определенные патологии в течение беременности, например, анемию. В 2007 году в бюджете Фонда социального страхования на цели долечивания уже запланировано 3,7 миллиарда рублей. Это большая сумма. Многим удастся помочь пройти реабилитацию после болезни.

РГ | Галина Николаевна, по поводу упомянутых вами 20 процентов, которые можно оставлять на предприятии. Замечание от Альберта Чудакова, председателя комиссии по социальному страхованию Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова: воспользоваться 20 процентами можно в лучшем случае в сентябре, а то и позже - очень долго идут разрешительные документы. Есть такая проблема?

Карелова | Да, к сожалению, есть такая проблема. На нее обратили внимание и депутаты Госдумы Российской Федерации при принятии бюджета Фонда на 2007 год. Мы обещали совместно с минздравсоцразвития, что сделаем все возможное в 2007 году, чтобы заблаговременно были приняты нормативные документы. В течение первого квартала, то есть на четыре месяца раньше обычного, все должно быть принято. Как известно, невозможно начинать движение документов, пока не принят бюджет Фонда. А его принимают обычно в декабре.

РГ | Галина Николаевна, есть старая и очень больная тема: люди работают на маленьком предприятии, работодатель исправно платит все взносы и налоги, но работники ни разу в жизни не получают возможности, например, побывать в санатории. В частности, Щелковский территориальный комитет профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий пишет: "Мы не можем купить путевку за 20 тысяч рублей, потому что у нас средняя зарплата 8-10 тысяч. Нам что, ждать инвалидности?" Скажите, когда-нибудь в нашей стране изменится эта ситуация?

Карелова | Кстати, в 2006 году у предприятий была возможность за счет экономии по выплате пособий направлять работников на санаторно-курортное лечение. Такая возможность была прописана на уровне закона. В 2007 году этот механизм не предусмотрен, однако Фондом оплачивается санаторно-курортное лечение по более адресной формуле: работающим на вредных и опасных производствах, а также нуждающимся в долечивании. Что касается системного решения проблемы, то мне представляется, что традиционным или прежним путем - выделением самостоятельной строки в бюджете Фонда - идти вряд ли возможно. Нужны новые подходы. Есть опыт Франции и Швейцарии по "отпускным", или "санаторным чекам". Его получает работник, уходя в отпуск. Он может использовать его как на приобретение самой путевки, так и на оплату гостиницы или лечения. Наполнение санаторного чека - ежемесячные отчисления от заработной платы самим работником; отчисления, которые делает работодатель, и частично в этом участвует государство - через социальное страхование или бюджет. Мы серьезно изучаем этот опыт. Мы уже начинаем понимать, как эту технологию можно реализовать в наших условиях. Думаю, это очень перспективная идея, и мы ее попытаемся претворить в жизнь. В целом же работник и сам сможет приобрести путевку, если будет получать достойную зарплату.

РГ | Галина Николаевна, мы при нашей жизни увидим настоящее социальное страхование? Или, как с пенсионной реформой, все будет законсервировано до лучших времен?

Карелова | Я оптимист не только по жизни, но и в профессии. На самом деле мы уже сформулировали предложения по реформе социального страхования и передали их в минздрав. Кстати, они во многом сходны с предложениями работодателей. Есть расхождения в механизмах и этапах, но в целом ориентиры совпадают. Думаю, что в этом году процесс обсуждения пойдет более активно.

У депутатов тоже много идей. Но уже сейчас постепенно можно вводить отдельные элементы, в частности похожие на те, что касаются нововведений по выплате пособий по временной нетрудоспособности.

РГ | Галина Николаевна, судя по вопросам наших читателей, второй важнейший блок работы Фонда - это инвалиды. И, похоже, наиболее проблемный блок. Вот обращение самарских инвалидов. Жалуются на работу Фонда: мол, не дает направления на изготовление обуви, а Москва не дает денег. Это общая проблема?

Карелова | Это, видимо, письмо о проблемах прошлого года, потому что в конце прошлого года такая проблема действительно была. Сейчас таких фактов уже быть не должно. Деньги на первый квартал направлены в регионы в достаточном количестве. Но я суть проблемы поясню.

Эта задача - обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации - была поставлена перед нами в середине 2005 года. Тогда у Фонда опыта работы по обеспечению граждан льготных категорий техническими средствами реабилитации не было. Кроме одной категории инвалидов - пострадавшими вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Фонд хорошо справлялся и справляется с обеспечением этой категории инвалидов, которых насчитывается более 550 тысяч. Мы всех знаем пофамильно, знаем, что кому понадобится, и четко планируем финансовые ресурсы под вполне понятную и конкретную потребность инвалидов.

В 2005 году под нашей опекой оказались сразу 11 миллионов инвалидов. Федеральный бюджет выделил на эти цели 4,6 миллиарда рублей. Но выяснилось, что на федеральном уровне совершенно нет ни персональной статистики, ни данных по потребности в технических средствах реабилитации хотя бы по группам инвалидов.

На самом деле эти данные должны были бы быть у органов социальной защиты населения. Предполагалось, что они будут нам переданы, чтобы обеспечить преемственность, но увы.. Работа пошла с чистого листа. При этом 2004 год прошел в целом успешно. Проблемы с ростом заявок инвалидов обозначились во втором полугодии 2006 года. Связано это прежде всего с увеличением числа инвалидов более чем на 30 процентов. Кроме того, увеличилось количество выписанных изделий на одного инвалида, плюс к этому расширился - с 19-ти до 30-ти - перечень средств технической реабилитации и услуг. А в бюджете 2006 года на эти цели было выделено 4,9 млрд. рублей, то есть не намного больше, чем раньше.

РГ | Откуда же столько инвалидов?

Карелова | Мне трудно ответить на этот вопрос. Возможно, люди активнее идут в органы медико-социальной экспертизы. Могу только сказать, что Фонд начинает работу с инвалидом, когда он приходит к нам с индивидуальной программой реабилитации, выписанной органами медико-социальной экспертизы. И в этой программе написано: требуется протез нижних конечностей, или коляска, или еще что-то. Мы не можем спрогнозировать, что выпишут медики каждому конкретному инвалиду, а в итоге не можем представить общую конечную реальную потребность.

Но сейчас у нас есть полные сведения по всем, кто к нам обратился в 2005-м и в 2006 году, в том числе и по потребностям на год вперед, так как программа реабилитации действует в течение года.

Поэтому когда нам говорит инвалид: соцзащита меня обслуживала лучше, чем Фонд соцстраха, - я соглашусь. Почему? Потому что речь идет о конкретном человеке, который знал тропку в орган защиты. А сейчас у него все поменялось. Но что касается самой системы обеспечения, то я в корне не согласна с такой оценкой. У нас сейчас учтена каждая выданная единица - каждый протез, каждая пара обуви. Мы имеем полную базу данных о том, кто, когда и что получил. Более того - подпись инвалида под тем, что он это получил. Мы впервые оплачиваем предприятию протез, поставщику- коляску и т.д. только после того, как инвалид это получит. Конечно, ряду предприятий это не нравится. Им легче поставить продукцию на склад. Но в современных социально-экономических условиях так работать уже нельзя.

В целом же, если делать анализ, такого количества денег на технические средства реабилитации никогда в России просто не было. Да, были два-три региона - Татарстан, Москва, - которые обеспечивали инвалидов средствами реабилитации по широкому перечню. Но в большинстве регионов до 2004 года количество наименований в лучшем случае было максимум 10. Сейчас по-иному: в 2005 году - уже 19, в 2006-м - 30, и в этом году еще один вид добавился. Если же говорить о количестве выданных инвалидам изделий, то в 2005 году оно составило 21 миллион 671,2 тысячи, а в 2006 году - уже 39 миллионов 768 тысяч изделий. При этом за все проплаты по каждому изделию мы можем отчитаться. Это колоссальная работа, которую мы делаем ежедневно и которая, может быть, не столь заметна для населения.

РГ | Всероссийское общество инвалидов сообщает, что с середины прошлого года большинство российских протезных предприятий приостановило свою работу из-за недостатка средств. Как вы это прокомментируете?

Карелова | Первое - это преувеличение насчет половины. Более того, в 2006 году некоторые предприятия только с середины года начали работать по нашим заказам. На самом деле ситуация не такая простая. Предприятия очень надолго уходят в новогодний отпуск. И каждый раз пытаются преподнести это так, что у них якобы нет заказов. Кстати, это наблюдалось и в прежние годы - идет переход от одного года к другому. Я же много лет работала в соцзащите и знаю историю вопроса.

Типичный пример - Краснодарское протезное предприятие. Оно начало нормально работать только со второй половины года. И мы вынуждены были корректировать систему работы с ними и привлекать других исполнителей.

Оплата по факту весьма дисциплинирует всех. У нас многие протезные предприятия великолепно работают. А есть такие, кто, прежде чем начать работу, пытаются оговаривать массу условий. Кстати, жалобы идут как раз от последних.

Но я хотела бы пояснить еще один важный момент, принципиальный для понимания системы выписки индивидуальной программы реабилитации. Она принимается на год для каждого человека, и не с 1 января по 31 декабря, а в любой день года. Скажем, кому-то выписана программа с 1 октября, значит, с этого момента начинается отсчет. И Фонд должен до 1 октября следующего года решить проблему.

РГ | Много вопросов по санаторному обеспечению инвалидов. В частности, инвалиду Чернобыля из Тулы в этом году предлагают путевку только в своем регионе, в Тульской области. Почему? Второе: многие жалуются, что на путевки огромные очереди - не дождешься. Что на это скажете?

Карелова | Конечно же, количество путевок уменьшилось. На те деньги, которые выделены на этот год, мы сможем купить максимум 450 тысяч путевок для граждан льготных категорий, а в очереди стоят более 700 тысяч. Для сравнения: в прошлом году мы оздоровили 670 тысяч человек, а в 2005-м - 1 миллион 70 тысяч. Причина уменьшения финансирования, а значит, и количества путевок, в частности, в том, что стало значительно меньше людей, которые выбрали соцпакет. А ведь еще нужно оплатить проезд до здравницы и обратно. И если человек едет, скажем, с Камчатки в Краснодарский край, то одна только дорога будет стоить несколько путевок. Поэтому в регионах принимается решение за счет экономии на транспортных расходах оздоровить как можно больше людей.

РГ | Есть письма по поводу индексации выплат людям, пострадавшим на производстве. Говорят, что каждый год индексация производится все позже: в 2004 году - в феврале, в 2005-м - в апреле, в 2006-м - в июле. Это так?

Карелова | Вопрос есть. Действительно, в прошлом году решение об индексации было принято позднее, чем обычно. И это вызвало очень много жалоб граждан. Реально сейчас постановление на последних стадиях согласования.

РГ | Скоро лето, а это значит, начинается летний детский отдых. Это тоже тема соцстраха. Что ждет наших детей в этом году? Сколько будет путевок и куда? Сколько они будут стоить для родителей?

Карелова | В этом году на летнюю оздоровительную кампанию в бюджете Фонда социального страхования выделяется 15 миллиардов рублей. В прошлом году - 13,6 миллиарда.

По-прежнему остается три варианта детского оздоровления: санатории и санаторные лагеря, стационарные загородные оздоровительные лагеря и лагеря дневного пребывания при школах. Мы полагаем, что удастся охватить примерно 4,5-5 миллионов детей, это более трети всех детей школьного возраста. В прошлом году за счет денег Фонда социального страхования оздоровили 37 процентов школьников.

Цена путевки, как правило, индексируется с учетом инфляции. Не более того. Фонд социального страхования за путевку в загородный лагерь оплачивает, как правило, до 50 процентов, остальное - родители или работодатель.

РГ | В последние годы стало меньше путевок в загородные лагеря и больше в городские. Такая тенденция продолжится?

Карелова | У нас примерно 500 тысяч путевок в санаторно-курортные учреждения, 1,3-1,5 миллиона - в загородные лагеря и 3 с небольшим миллиона - в лагеря дневного пребывания. И мы пытаемся держать эту пропорцию. Конечно, материальная база, инфраструктура детского оздоровления устарела. Многое построено в 50-60-е годы, и даже раньше. Строятся новые лагеря, но строятся гораздо медленнее, чем закрываются старые. Конечно, эта тема требует государственного подхода. Я думаю, что следующим этапом будет развитие инфраструктуры детского оздоровления.

РГ | И, если позволите, последнее письмо: "Уважаемая Галина Николаевна! От имени работников системы социальной защиты населения Республики Северная Осетия-Алания примите искренние поздравления с наступающим праздником Весны, Женщин и Любви и сердечные пожелания мира, счастья, добра, благополучия, дальнейших свершений в Вашей благородной деятельности на благо России. С особой благодарностью отмечаем Ваш личный вклад в совершенствование социальной политики государства, усиление социальной поддержки семьи и детей, развитие детского оздоровительного отдыха в России и в Республике Северная Осетия-Алания в частности. Храни и помогай Вам Господь!" Редакция "Российской газеты" присоединяется к этим теплым словам. С праздником!

Семья и дети Соцзащита Пенсии и пособия Занятость Социальный фонд