Обвинения Харадинаю, одному из самых известных полевых командиров "Освободительной армии Косово" (ОАК), и двум его ближайшим помощникам по ОАК Идризу Балаю и Лахи Брахимаю в военных преступлениях были предъявлены МТБЮ 22 декабря 2004 года. В марте 2005-го все трое добровольно сдались международному правосудию, сразу же заявив о своей полной невиновности.
Тогда им инкриминировали нарушения правил ведения войны, организацию и личное участие в актах насилия против граждан Косово с марта по сентябрь 1998 года. Среди обвинений значились преследование, жестокое обращение, убийства, пытки, уничтожение имущества, незаконное задержание и депортация гражданских лиц, главным образом сербов и цыган. Однако очевидная тяжесть преступлений албанцев не помешала судьям МТБЮ продемонстрировать чудеса либеральности в отличие от подхода, скажем, к Слободану Милошевичу.
Видимо, удовлетворившись ответами подследственных, спустя ровно три месяца после заключения под стражу Судебная коллегия трибунала выпустила Рамуша Харадиная на свободу до начала суда. При этом ему было поставлено условие, что он будет заниматься политической деятельностью лишь "в ограниченной мере", а также постарается воздерживаться от выступлений в СМИ и встреч с представителями косовских властей. Позднее даже эти незначительные ограничения свободы действий обвиняемого были сняты.
Вопреки декларируемым общим требованиям МТБЮ по отношению к временно освобождаемым из следственной тюрьмы лицам Харадинай продолжал самым активным образом участвовать в политической жизни края. Он спокойно выступал в СМИ как лидер партии "Альянс за будущее Косово", регулярно посещал президента, премьера и спикера парламента автономии. Дошло до того, что против излишних вольностей, которые позволял себе на свободе обвиняемый, выступила даже генеральный прокурор трибунала Карла дель Понте. После встречи Харадиная с руководителем гражданской миссии ООН в Косово Йоахимом Рюккером она призналась: "Подобные шаги воспринимаются как сигнал - ООН и международное сообщество встали на сторону Харадиная, вместо того чтобы сохранять нейтралитет".
Юридическая ситуация складывается еще интереснее. Количество пунктов обвинения в отношении Харадиная к настоящему моменту уменьшилось с 37 до 21. Судья трибунала неоднократно жаловалась на недостаток документов и саботаж со стороны местных албанских властей, не желающих сотрудничать с Гаагой. И хотя ранее говорилось о 98 свидетелях по делу экс-премьера временного правительства Косово и его сообщников, за последние месяцы этот список сократился более чем в полтора раза. Буквально в середине февраля сербские СМИ сообщили об убийстве одного из ключевых свидетелей в этом деле, а накануне процесса еще двое свидетелей отказались от показаний. Предугадать, чем при подобном отношении может закончиться процесс над Рамушем Харадинаем, особого труда не составляет.
Перед отлетом в Гаагу экс-премьер встретился со своими соратниками по партии и выразил уверенность, что трибунал вскоре признает его невиновным.