С 1 сентября этого года в России будут введены такие уровни высшего образования, как бакалавриат со сроком обучения от трех до четырех лет и магистратура (шесть лет). Кроме того, останется и прежняя система - подготовка специалиста с пятилетним обучением. Причем у каждого из этих уровней будут отдельные госстандарты и итоговая аттестация, по результатам которой должны присваиваться соответствующие квалификации (степени). Таким образом, Россия приблизится к Европе хотя бы в образовательных стандартах. По словам Андрея Фурсенко, министра образования и науки, данное нововведение "повысит конкурентоспособность российских выпускников" и поспособствует гармонизации российской и европейской систем подготовки специалистов. Коллегу поддержал и Дмитрий Медведев, первый вице-премьер, заявивший, что "высшее образование готово к тому, чтобы перейти на два уровня". Вместе с тем он сказал, что двухуровневая система может поставить в неравные условия выпускников при приеме на работу. "И бакалавриат, и магистратура, и специалитет дают одинаковые права на работу, но могут появляться специальные документы, которые установят определенный приоритет или предпочтения при приеме на работу", - обеспокоился Медведев. Он пояснил, что многие работодатели в таком случае будут поступать по принципу: "Хочу специалитета, а не хочу бакалавра". Поэтому правительство должно определиться, как регулировать этот процесс.
Если этого не сделать, "мы поделим выпускников на белых и прочих", - подчеркнул первый вице-премьер, добавив, что "необходимо понимать, в каком положении окажутся лица, имеющие дипломы разного образца при приеме на работу".
Выслушав опасения Медведева, Фурсенко опять стал нахваливать новую систему, акцентируя внимание на проблемах нынешней. По словам Фурсенко, современные вузы зачастую не могут обеспечить последующее трудоустройство своих выпускников, "рынок труда стал сейчас менее предсказуемым, ни одна программа подготовки не обеспечивает возможности гарантированного трудоустройства". Помимо этого, около половины выпускников вузов в настоящее время нуждаются в переучивании, когда устраиваются на работу на предприятие, и это, по глубокому убеждению министра, неприемлемо. Новая же система в лице бакалавриата позволит отказаться во многих случаях от пятилетнего специалитета, который "в большинстве случаев превращается в вузе в профанацию". А миф о бакалаврах-недоучках должен быть разрушен, посчитал министр. Также Фурсенко сообщил, что трехлетний бакалавриат станет доступным для людей, окончивших 12-летнюю школу или техникум, выпускники 11 классов будут учиться не менее 4 лет. Виктор Садовничий, ректор МГУ, несколько остудил пыл министра, нарисовавшего красивую картину будущего образования. По мысли Садовничего, размытые сроки обучения студентов на бакалавров от трех до четырех лет приведут к тому, что университеты начнут лепить трехлетних бакалавров. Поэтому из законопроекта надо убрать возможность трехлетней подготовки бакалавров, оставив только четырехлетний срок обучения.
- А сможет ли бакалавр стать министром сельского хозяйства? - неожиданно вмешался в полемику Алексей Гордеев, кстати, министр сельского хозяйства.
- Сможет, - ответил Фурсенко.
- А премьер-министром? - осведомился Михаил Фрадков.
- Не только сможет, но и должен, - удовлетворил любопытство своего начальника Фурсенко.
Также Михаил Фрадков отметил, что всем выпускникам, а также желающим получить высшее образование должно быть понятно, что "бакалавриат - это не ПТУ". По мнению Фрадкова, человек, который задается вопросом о своем будущем и хочет быть успешным, должен понимать разницу между бакалавриатом и техникумом.
Подводя итог жаркой дискуссии, Дмитрий Медведев сказал, что престижность вуза будет определяться не тем, есть ли там система бакалавр-магистр или бакалавр-специалитет, а "знаниями, которые там даются" и брендом университета.
Также министры обсудили проблему трудовой миграции. За три месяца кабинет министров понял, что нет худа без добра. Худо - это мигранты, добро - организация розничной торговли.
С 1 апреля на розничных рынках доля иностранцев должна быть сведена к нулю. Именно поэтому правительство и подводило вчера итоги проведенной работы. Кого-то, как Федеральную миграционную службу, они могли бы порадовать, ведь ведомство Константина Ромодановского под это дело готово превратиться в суперведомство, увеличив свой штат на 4,5 тысячи человек. Кого-то, к примеру министерство финансов, да и самого премьер-министра Михаила Фрадкова, - озадачить: ведь введено квотирование трудовых мигрантов, снижается доля иностранцев на розничных рынках, а расходы на содержание службы только увеличиваются.
- Волна пошла, надо, конечно, поддержать, но так, чтобы не бегать за солнечными зайчиками, - недоумевая, заметил Фрадков в ответ на слишком своевременное предложение представителя ФМС об увеличении штата. - 4,5 тысячи человек надо же куда-то рассадить.
- Да, это потребует средств, - признался представитель ФМС.
Но ведь главное - правильно выбрать время и место, чтобы решить финансовые проблемы, и ведомству Ромодановского это удалось.
- Не делать этого нельзя, - словно мысля вслух сказал Фрадков, видимо, взвешивая затраты и результаты, за которые спросят с него. - Это очень деликатная тема. Надо, чтобы она не ассоциировалась с узбеками, азербайджанцами, русскими. И чтобы у наших партнеров в СНГ не было изжоги.
В общем, осторожность стоит денег.
Но Фрадков сам готов к этому и призывал своих подчиненных. Он заметил, что внимание должно быть уделено переходу розничной торговли в иные формы. "Нужно понимать, что будет с этими рынками, когда они станут супермаркетами, чтобы не получилось из огня да в полымя. У нас та же преступность развивается поэтапно: от телогреек до рубашек от Армани", - сказал Фрадков.
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, которого в очередной раз вывели из-под удара и недовольства депутатов, вчера отчитывался о проделанной работе. Впрочем, судя по всему, за достижения в этом ведомстве отвечает только министр, за недостатки - только его подчиненные.
Зурабов, как всегда, рисовал стабильную, оптимистичную картину: меры по регулированию числа иностранных работников на розничных рынках не привели ни к росту цен, ни к сокращению рабочих мест, динамика цен на розничных рынках в течение первых 2 месяцев оказалась даже ниже инфляции. Таким образом, по его словам, прогнозируемые риски не оправдались, а ситуация с обеспечением легального положения трудовых мигрантов в России стабилизируется.
"Если за 2006 год встали на учет 1 миллион 100 тысяч человек, то за первые два месяца текущего года - 713 тысяч граждан, 177 тысяч получили разрешение на занятие трудовой деятельностью, это мигранты из стран, с которыми у нас действует безвизовый режим", - сказал министр.
Однако данные Зурабова явно расходятся с оценкой Грефа. По словам министра экономического развития и торговли, количество рабочих мест на рынках все же сократилось на 27 процентов. На рынках на сегодняшний день занято лишь 73 процента торговых мест. Это же подтверждает и мониторинг. "Мера по выделению мест на розничных рынках для сельхозпроизводителей пока не оправдала себя, - к явному неудовольствию Зурабова все же констатировл Греф. - Выделенные места по факту не заполнятся".
Кто прав, а кто виноват, решить было сложно, поэтому, чтобы не обидеть ни того, ни другого, Фрадков призвал "не преуменьшать роль госрегулирования и в то же время не переоценивать, чтобы не зарегулировать рынок".
Может быть, оценить степень правоты поможет новая система квотирования трудовых мигрантов, которая появится в ближайшее время. "Многие работники, которые приезжают из стран ближнего зарубежья, сегодня фактически не имеют трудовых соглашений, доступа к медицинской и социальной помощи. Мы заинтересованы в единых принципах найма как для российских, так и для иностранных работников", - подчеркнул Зурабов.
Так что к концу 2007 года новая система позволит устанавливать квоты не только по количеству мигрантов, но и применительно к профессиям, к уровню образования, а также станет исходить из социальных критериев, ведь нет необходимости привлекать людей, больных СПИДом или другими опасными заболеваниями. Предполагается, что в течение текущего года работодатели будут формировать заявки на конкретные профессии, которые будут рассматриваться сначала на уровне субъекта с участием профсоюзов, затем заявки будут поступать в заинтересованные министерства и ведомства, которые и сформулируют квоты на 2008 год по трудовым мигрантам.