13.03.2007 04:00
Экономика

ФМС проследит, чтобы работодатели не платили демпинговые зарплаты гастарбайтерам

ФМС проследит, чтобы работодатели не платили демпинговые зарплаты гастарбайтерам
Текст:  Елена Дворцова
Российская Бизнес-газета - : №0 (595)
Читать на сайте RG.RU

В пятницу на заседании правительства России министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов представил доклад "О мерах, направленных на совершенствование регулирования внешней трудовой миграции". В этом году в России получили разрешение на трудовую деятельность более 200 тысяч иностранцев - это в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Численность иностранных работников, официально привлеченных в экономику, возросла со 125 тысяч в 1994 году до 1 миллиона 150 тысяч в 2006 году.

 

Вместе с тем нерешенных вопросов в сфере трудовой миграции еще более чем достаточно. Не случайно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС) недавно были возложены дополнительные функции. Речь идет об утвержденной в феврале правительством методике подсчета доходов иностранных граждан, временно проживающих в России. Все они согласно закону должны иметь уровень доходов, позволяющий содержать себя и свою семью.

Если иностранец зарабатывает меньше, ему могут отказать в статусе временно проживающего (граждане других стран, находящиеся на территории РФ более 3 месяцев, должны получить разрешение на временное проживание, которое действует три года).

Следить за соблюдением этой нормы поручено ФМС.

Эксперты объясняют: требование о наличии определенного уровня доходов содержится в законодательстве многих принимающих стран мира. Это дает государству возможность отсеять мигрантов, которые не в состоянии содержать себя и могут пополнить маргинальные группы или оказать давление на систему соцобеспечения.

По словам Галины Витковской, руководителя исследовательской программы Международной организации по миграции в России, действия правительства можно расценить и "как первый шаг к защите российского рынка труда, ведь одной из основных претензий к мигрантам всегда была его деформация, то есть их демпинговая зарплата".

Аналогичного мнения придерживается и ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Телюканова: "Если местный работник и мигрант будут "стоить" предпринимателю примерно одинаково, вряд ли он возьмет на работу мигранта, ведь оформление последнего - это масса рутинных бюрократических процедур. Равная оплата за равный труд - принцип, защищающий не столько самих мигрантов, сколько россиян от "дешевых" конкурентов".

Впрочем, отмечают специалисты, доходы гастарбайтеров в России сегодня далеко не так мизерны, как принято считать. Если еще несколько лет назад их с трудом хватало на жизнь, сегодня ситуация начинает меняться.

Исследования, проведенные в Самаре и Астрахани лабораторией миграционных исследований Института социологии РАН, показали: приезжие из стран СНГ зарабатывали в 2006 году примерно столько же, сколько российские граждане. Правда, за эти деньги им нередко приходится работать в тяжелейших условиях по 50-60 часов в неделю. К примеру, средние заработки азербайджанцев и таджиков составили около 10 000 рублей. "При этом, - говорит доктор социологических наук Владимир Мукомель, - мигранты из тех диаспор, которые давно обосновались в России, мигранты, имеющие разрешение на временное пребывание, получают больше, чем "недавние" приезжие. Например, заработки азербайджанцев, как правило, выше, чем у таджиков - эта этническая группа прибыла к нам раньше".

Всего, по оценкам социологов, гастарбайтеры заработали в 2006 году до 14 миллиардов долларов. Каждая третья семья в Киргизии, Армении, Молдавии живет на деньги, которые высылают ей родственники из России.

- То, что мигранты - дармовая рабочая сила, - миф, - отмечает Елена Телюканова. - Конечно, не так уж редко встречается и рабский труд за символические деньги, и работа "за еду", но все же это маргинальные случаи.

Наша страна обречена на приток мигрантов хотя бы потому, что сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в 2007-2025 годах составит, по прогнозу Росстата, 16,2 миллиона человек. И самое серьезное внимание, отмечают эксперты, необходимо уделять сегодня выводу занятости этих людей из тени. Правильной миграционной политики здесь недостаточно. Это также задача политики экономической, разумных налогов.

- Сейчас мигранты, которые не являлись налоговыми резидентами России, то есть проживали в стране менее 183 дней в году, платят подоходный налог в 30 процентов, - объясняет Елена Телюканова. - Трудно рассчитывать, что люди добровольно отдадут почти треть заработка государству, учитывая, что работодатель и так им недоплачивает.

К сожалению, многие механизмы регулирования миграционных потоков, действие которых в идеале должно было начаться с 15 января - одновременно со вступлением в силу нового законодательства по миграции, - пока остаются нереализованными. Ни одной полноценной биржи труда для иностранцев в России нет. Предполагалось, что ФМС будет распределять утвержденную правительством квоту в 6,3 миллиона человек (приезжие из безвизовых стран) с учетом дефицита специалистов в регионах. Но эта система только разрабатывается в минздравсоцразвития. На согласовании в минэкономразвития находится и подготовленная ФМС программа организованного набора трудовых мигрантов. Предполагается, что за рубежом будут открыты специальные агентства, которые займутся поиском людей для работы в нашей стране.

Занятость МВД