В единственной больнице города Асбеста, расположенного всего-то в ста километрах от областного центра - Екатеринбурга, с недавних пор полностью отменены все плановые операции.
Сами медики свой отказ брать в руки скальпель, если того не требует экстренная ситуация, забастовкой не называют. Они настаивают на том, что нынешнюю акцию протеста спровоцировали: у работающих здесь хирургов элементарно не хватает физических сил на то, чтобы оперировать не только неотложных, но еще и плановых больных. Три врача выполняют работу девяти положенных по штату хирургов. И получают за это меньшую зарплату, чем медсестра при участковом терапевте.
О том, что они отказываются работать "на износ", сотрудники городской больницы сообщили главе администрации Асбеста еще месяц назад. Возможности высказать наболевшее добивались долго. Наконец все вместе собрались в ординаторской: хирурги, анестезиологи, травматологи, кардиологи, - чтобы узнать, как местные власти собираются выводить больницу из кризиса. Анти-кризисную программу глава Асбеста Валерий Белошейкин озвучил без особого оптимизма: кадры будем привлекать, обеспечивая докторов квартирами, а вопрос по повышению зарплат решить сложно: бюджет уже утвержден.
На внедрение антикризисных мер медики дали местным властям месяц. Когда же наступил март, стало очевидно, что ситуация не продвинулась. Стоило уйти в отпуск единственному кардиологу больницы, как целое отделение сердечников - полсотни человек на больничных койках - оказалось без лечащего врача. За больными, перенесшими инфаркт, приглядывают сейчас по совместительству врачи из других отделений.
Особенно возмутило медиков заявление представителей администрации, что требование врачей о повышении заработной платы необоснованно. По данным чиновников, которые они сообщили местным жителям, средняя зарплата врача в больнице составляет 20 тысяч рублей.
- Это все равно что один курицу съел, а другой только ее понюхал, а в среднем получается, что каждый получил по половине курицы, - смеется Виктор Сонин.
После собственного внутреннего расследования мы выяснили, что такие бешеные деньги только однажды заработал наш молодой хирург. И то когда провел у операционного стола в два раза больше предусмотренного нормативом времени.
Асбест - пока единственный город на Среднем Урале, где медики встали на дыбы. Хотя, как нам сказали в пресс-службе министерства здравоохранения Свердловской области, схожие проблемы существуют практически во всех провинциальных больницах региона. Если в областном центре клиники обеспечены кадрами на сто процентов, то в районных городах не хватает более 40 процентов врачей-специалистов. Особенно обострилась ситуация, когда в рамках национального проекта "Здоровье" была повышена заработная плата участковым врачам и младшим медицинским работникам.
Само соотношение, что молодой фельдшер с училищем за спиной может спокойно ежемесячно иметь до полутора десятков тысяч рублей, а опытный хирург должен денно и нощно спасать человеческие жизни за меньшую зарплату, оскорбляет. Обещанию правительства, что поэтапное повышение зарплаты в свое время дойдет и до узких специалистов, врачи верят, но они требуют, чтобы в этот сложный период и местные власти оказывали здравоохранению должную поддержку.
Пока в небедном городке Асбесте, где проживают до 80 тысяч жителей, на чиновничьем уровне преодолевают некоторые человеческие особенности, хирурги валятся от усталости у операционного стола. А в очереди на ожидание необходимой, но не экстренной операции находятся уже более сотни человек. И больные все записываются, надеясь, что больнице не дадут закрыться "в связи с полным отсутствием кадров".