13.03.2007 04:00
Экономика

Десять бюджетных заповедей на 2008-2010 годы

на 2008-2010 годы
Текст:  Илья Акимов Елена Кукол Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4313)
Читать на сайте RG.RU

Бюджетное послание президента впервые пришло со значительным опережением его ежегодного Послания Федеральному Собранию. Причина тому - особенности этого года, когда бюджет страны должен быть принят не только раньше прежних сроков, но и с перспективой на три года.

А это требует серьезного проговора бюджетных стратегий. Сегодня уже можно назвать десять главных тезисов.

Первый - снижение цен. Обеспечить сокращение инфляции до 3-4 процентов в год.

Второй - долгосрочная сбалансированность бюджета. Стабфонд преобразовать в Фонд будущих поколений и Резервный фонд, который обеспечит расходы бюджета при значительном снижении цен на нефть.

Третий - финансовое планирование. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию на период до 10-15 лет и более.

Четвертый - обязательства прежде всего. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Пятый - повышение качества жизни. Нужны не только отчеты о предоставлении медицинских и образовательных услуг, а достижение результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности наших школьников и студентов. То есть уже на этапе разработки мероприятий и программ правительству следует определять конечные цели реализуемых действий и процедуры оценки их последствий.

Шестой - современные принципы государственных капвложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта. Расходы включаются в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены.

Седьмой - повышение качества госуслуг. Применять механизмы, стимулирующие бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и эффективности бюджетных расходов. Необходимо внедрение форм финансирования, обеспечивающих увязку между результатами деятельности учреждения и выделяемых ему средств.

Восьмой - аудит эффективности. Повышать качество финансового менеджмента в бюджетном секторе. Контроль за целевым использованием бюджетных средств должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных решений.

Девятый - достойная старость. Определить стратегию дальнейшей реализации пенсионной реформы, решить проблему несбалансированности Пенсионного фонда РФ.

Десятый - развивать Дальний Восток и Забайкалье. Уделить особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию этих территорий.

 комментарии

Юрий Васильев,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ:

- Cлова Льва Толстого о том, что главная цель прогресса прежде всего - это благо всех людей, могут стать эпиграфом к восьмому Бюджетному посланию президента.

В центре внимания - Человек и его благополучие. Речь идет о повышении минимального размера оплаты труда, о пенсионном обеспечении. То есть обо всем, что входит в формулу простого человеческого счастья, которое складывается из таких житейских благ, как здоровье, благоустроенное жилье, образованные дети, высокооплачиваемая работа, изобилие, достойная сытая старость и уверенность в завтрашнем дне. Все это должно быть обеспечено на десятилетия реальными финансовыми расчетами.

То, чего добивались все эти годы депутаты Госдумы от правительства, получило поддержку от главы государства. Это касается и предложения преобразовать Стабилизационный фонд в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, который будет служить реализации национальных проектов. Это дает нам полную уверенность в том, что деньги на повышение рождаемости, защиту материнства, строительство дорог, жилья, создание коммунальной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства, образование, здравоохранение, будут выделяться государством своевременно и в оптимальных объемах. Что касается преобразования Стабилизационного фонда, то эту задачу мы выполним уже в ходе рассмотрения Бюджетного кодекса во втором чтении. Внесем соответствующие поправки в правительственный вариант законопроекта.

В послании также подчеркивается необходимость более активных действий по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры. Многие депутаты считают, что давно назрела необходимость придать развитию энергетики статус национального проекта, так как она имеет общенациональное и стратегическое значение.

Евсей Гурвич,
РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ:

- Главная новация послания содержится в его названии - оно посвящено бюджетной политике на 2008 - 2010 годы, тогда как раньше ориентиры в этой сфере задавались на год. Кроме того, в послании трехлетнее планирование рассматривается как шаг к решению более масштабной задачи, долгосрочному бюджетному планированию в рамках 10 - 15-летнего периода.

Это, конечно, задача не одного года, ведь пока у нас нет даже достаточного опыта разработки макроэкономических прогнозов на столь длительный срок. Тем не менее переход к долгосрочному планированию необходим, поскольку и доходы бюджета (вместе с ценами на нефть и газ), и государственные обязательства в перспективе будут существенно изменяться. Так, например, именно через 10-15 лет можно ожидать пика проблем в нашей пенсионной системе. Если не заглядывать в будущее, то мы раньше или позже столкнемся с новым кризисом.

В связи с этим можно напомнить, что в свое время для сглаживания колебаний цен на нефть был создан Стабфонд. Но он страхует нашу экономику только от краткосрочного падения цен на сырье. А для того чтобы обеспечить устойчивость бюджета в случае длительного снижения цен, поставлена задача создания нефтегазового фонда, аккумулирующего в себе доходы не только от экспорта нефти, но и газа. Причем в нынешнем послании эта идея конкретизируется. Нефтегазовый фонд может быть создан с 2010 или с 2011 года. Предполагается, что нефтегазовый фонд, созданный на базе действующего Стабфонда, будет разделен на Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Я полагаю, что при этом величина Резервного фонда должна составлять от 5 до 7 процентов ВВП. Этого достаточно, чтобы "подстраховать" бюджет на случай неожиданного падения цен. Но избыточно увеличивать размер такого фонда не следует, поскольку его средства должны инвестироваться консервативно и не смогут приносить большой доход. Что же касается средств Фонда будущих поколений, то они могут инвестироваться в гораздо более широкий круг инструментов - ценные бумаги не только развитых, но и развивающихся стран, включая акции компаний, в том числе и российских.

Средства Фонда будущих поколений предназначены для финансирования будущих обязательств государства, не обеспеченных текущими бюджетными доходами. И прежде всего идет речь о пенсионных обязательствах. При этом можно использовать разные подходы направления средств Фонда будущих поколений. Либо финансировать из них часть страховых пенсий, либо предусмотреть такой механизм, чтобы часть средств нефтегазового фонда закреплялась на индивидуальных накопительных счетах будущих пенсионеров. И тогда к моменту выхода на пенсию граждане смогут получать из этих денег дополнительную добавку к причитающимся пенсиям.

Еще один важный момент послания - это снижение налогового бремени. Но при этом, как мне представляется, вопрос о снижении налоговых ставок должен рассматриваться только в увязке с решением другой задачи - сокращения масштабов уклонения от налогообложения и выводом бизнеса из тени. А для этого нужно улучшать администрирование налогов, восстанавливать доверие между бизнесом и государством. Что же касается единого социального налога (ЕСН) и налога на добавленную стоимость (НДС), то снижение ЕСН в послании предлагается увязывать с вопросами реформирования пенсионной системы и развития системы добровольного пенсионного страхования. А негативное воздействие НДС на производство гораздо меньше, чем действие прямых налогов, таких, например, как налог на прибыль. Кроме того, уже с этого года улучшится механизм возврата НДС экспортерам, что сделает этот налог менее обременительным для бизнеса.

Очень важно, что в послании отвергается недавно прозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налога. Однако в качестве меры частичного повышения налоговой нагрузки на богатое население должен быть реформирован налог на недвижимость. При этом могут быть установлены повышенные ставки на дорогую недвижимость, а для малообеспеченных граждан - установлены налоговые вычеты. Таким образом, будет активизирована перераспределительная функция налоговой системы.

Еще одна задача, поставленная в послании, - снижение инфляции до 3 - 4 процентов в год. Но, я думаю, что достичь этой цели можно не раньше чем через 5 лет: со следующего года начнется поэтапное существенное повышение внутренних цен на газ, что приведет к росту цен производителей. В этих условиях будет достаточно трудно быстро снижать инфляцию. Но параллельно надо решать и другую проблему - воздержаться от принятия избыточных расходных обязательств бюджета, которые могут раскрутить рост цен и подорвать макроэкономическую стабильность.

Подготовили Илья Акимов, Елена Кукол, Татьяна Панина

Макроэкономика Федеральный бюджет