Сибирский нефтепровод "вырос" уже на 800 километров, а его общая протяженность составит свыше 4,5 тысячи километров. Первая очередь нефтепровода (Тайшет - Сковородино) заработает в конце 2008 года, и ее пропускная способность составит 30 миллионов тонн нефти в год. Также в это время будет построен нефтеналивной терминал в Приморском крае. Как известно, маршрут нефтепровода был изменен: его передвинули на 400 километров от Байкала, хотя это, по заверениям строителей, не помешает сдать участок вовремя. Вторую очередь трубы (Сковородино - побережье Тихого океана) компания "Транснефть" (именно она ведет строительство) сдаст к 2012 году. С запуском второй линии объем прокачки нефти достигнет 80 миллион тонн в год. Это позволит России занять около 6,5 процента нефтяного рынка АТР.
Строителям было чем похвастаться перед премьером: на многие километры вдаль посреди тайги уходит гигантский ров, а рядом лежат уже спаянные трубы. В этом году планируется уложить более двухсот километров трубопровода, сообщили представители "Транснефти". Фрадков же сразу заявил, что ожидает от совещания по вопросам строительства ВСТО "делового разговора по существу".
Беседа под руководством председателя кабинета министров обнажила противоречия основных участников проекта. По словам Алексея Варламова, замминистра природных ресурсов, разведанных запасов нефти хватит на пуск только первой линии нефтепровода, для второй очереди необходимо открывать новые месторождения, буря по 20 скважин в год. Владимир Калинин, первый вице-президент "Транснефти", заявил, что тарифы на услуги речного пароходства, которое осуществляет перевозку труб, явно завышены. На защиту своих предприятий встал глава Якутии Вячеслав Штыров. Он опроверг эти доводы тем, что в соседних регионах услуги для навигации лучше, а цены еще выше. Штыров призвал правительство больше финансировать содержание водных путей. Полный развал деятельности на некоторых портах Лены привел Штырова в ярость: "Навигация - это военная операция, здесь необходима железная дисциплина и порядок". На это Фрадков сказал, что вопрос о тарифах на речной транспорт должен быть рассмотрен с точки зрения удешевления проекта. Между тем ежегодно якутское правительство запрашивает дополнительно 200 миллионов рублей на содержание речных путей. Парируя слова Александра Мишарина, замминистра транспорта, что основных денег и так достаточно, Штыров прогремел: "Я каждый год выколачиваю 200 миллионов рублей и в этом году выколочу". По его мнению, нормативы на обустройство водного пространства установлены для всех рек России одинаково, и это неправильно, потому что природные условия везде разные.
В целом премьер остался не слишком доволен темпами освоения месторождений Восточной Сибири: "Нас не устраивают темпы этих работ". По словам премьера, МПР России до 1 июля 2007 года представит в правительство расчеты по объемам заполнения нефтепровода ВСТО. Фрадков отметил, что требуются "дополнительные усилия для того, чтобы заполнить трубу, но это в наших силах". Фрадков призвал контрольные ведомства - МПР России и Росприроднадзор - почаще проводить проверки недропользователей, "чтобы они все на ушах стояли".
Выйдя из простого рабочего вагончика, где проходило совещание, Михаил Фрадков вновь полюбовался строящейся нефтетрубой и якутской природой. Премьер-министр сказал о своем положительном отношении к прокладке магистрального газопровода параллельно нефтепроводу. От нефти Фрадков перешел к углю. В городе Нерюнгри, "реке тысячи хариусов" (в переводе с эвенкийского), втором по величине в республике - состоялось совещание по вопросам освоения угольных месторождений Якутии, в том числе Эльгинского месторождения.
Якутия, занимающая шестую часть России и ресурсы которой составляют 20 процентов энергетического потенциала страны, в 80-е годы была одним из наиболее динамично развивающимся регионом СССР. Государство одаривало республику большими деньгами и вниманием. Теперь же государство вновь "возвращается" в этот регион. Только компания "Роснефть" и "Транснефть" дали жителям Якутии 10 тысяч рабочих мест. А Нерюнгри как очередная всесоюзная стройка, возникшая из небольших палаток, - теперь процветающий город с просторным и, кстати, доступным жильем (однокомнатная квартира стоит здесь 450 тысяч рублей). Средняя зарплата в Нерюнгри - 10-12 тысяч рублей, безработицы практически нет. Отток граждан сокращается, а рождаемость растет с каждым годом. Об этом рассказывали корреспонденту "РГ" жители города. В рамках нацпроектов значительно подняты зарплаты бюджетникам, например, медики вместо прежних 8-9 тыс. стали получать 16-17 тысяч рублей. А скоро в Нерюнгринском районе откроются три новых горно-обогатительных комбината.
Пьер Сидибе
НЕРЮНГРИ