Социальные обязательства государства растут, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку целиком зависят от мировых цен на нефть.
Главную проблему экс-глава правительства России видит в быстром росте доходов государства. К примеру, золотовалютные резервы превысили 300 миллиардов долларов. Егор Гайдар для доказательства своего тезиса привел исторические параллели. Подобная ситуация сложилась в ряде европейских стран в период 1950-1973 годов. Во Франции, например, в этот период государственные доходы росли в среднем на 8,4 процента в год. "В таких условиях у правительства возникает эйфория, что оно может позволить себе все. Именно тогда были приняты многочисленные социальные программы, которые являются главной головной болью французского правительства на протяжении последних двух десятилетий, причем в равной степени это относится и к социалистам, и к голлистам, - сказал Егор Гайдар и перешел к нынешней России. - Власти демонстрируют щедрость, идя по пути французских социалистов".
Посыл Егора Гайдара понятен: социальные обязательства государства растут, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку целиком зависят от мировых цен на нефть. Здесь можно вспомнить, что недавно минфин пересмотрел в сторону снижения прогноз цен на нефть на 2007 год с 61 до 56 долларов за баррель. Но пока расходы растут быстро. До недавнего времени, как считает Гайдар, минфину удавалось проводить консервативную политику сдерживания расходов, но этот путь уже в прошлом. Рост расходов сопрягается с другой проблемой, которая не стояла перед французами полвека назад, - стремительным сокращением числа работников трудоспособного возраста. Не оставил "за кадром" Гайдар и обсуждение в правительстве планов снижения налогов, упоминание о котором содержится и в Бюджетном послании президента. "В правительстве нас попросили просчитать наихудший из возможных сценариев развития российской экономики. Исходя из этих расчетов накопленных резервов до 2009 года хватит до 2009 года. Но в 2009 году жизнь не заканчивается", - отметил Гайдар.
Предложения главы ИЭПП о том, как избежать катастрофического сценария, по-прежнему лежат в русле жесткого монетаризма. В качестве приемлемой для России модели Гайдар рассматривает Фонд будущих поколений в Норвегии. Он равен ВВП и позволил безболезненно начать переход к накопительной пенсионной системе без дополнительной нагрузки на работающих граждан. Средства фонда вложены в облигации высшей категории надежности под 4 процента годовых, что дает 4 процента ВВП. Из этой суммы и выплачиваются пенсии. Российский Стабфонд, продолжает Гайдар, составляет лишь 10 процентов ВВП. Стало быть, его "нужно увеличить в 10 раз, вложить в надежные финансовые инструменты и превратить в подобие Пенсионного фонда". При этом Гайдар призвал не ограничиваться при пополнении Стабфонда только нефтяными сверхдоходами. Еще 25-30 процентов ВВП могла бы принести приватизация: продажа госпакетов акций таких корпораций, как "Газпром", "Роснефть" и Сбербанк.
Однако на нынешнем этапе эта идея вряд ли может быть реализована. Сейчас же предпринимаются усилия по созданию конкурентных мегакорпораций, подконтрольных государству. А что до Норвегии, то можно вспомнить контраргумент, высказываемый многими экспертами. ВВП на душу населения в Норвегии составляет 69 тысяч долларов, а в России - около 7 тысяч долларов. Что показывает огромную потребность в развитии.