14.03.2007 03:50
Общество

Итоги всемирного газетного конгресса

В столице Австрии названы лучшие газеты европейского континента
Текст:  Юрий Макарцев (заместитель главного редактора "Российской газеты")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4314)
Читать на сайте RG.RU

Как может и должна выглядеть современная газета, чтобы выжить и оправдать свои претензии оставаться необходимым блюдом читающих масс, - этой теме и был посвящен восьмой газетный конгресс. Он состоялся в Вене 4-6 марта.

В приглашении, которое получила "Российская газета" из столицы Австрии, значилось: "Лучшие производители газет: идеи, инновации, концепции. Чествование победителей". Фантазия не ушла дальше предположения, что завидующие кинематографистам, артистам, музыкантам журналисты затевают что-то вроде своей цеховой церемонии "газетного оскара": презентация,номинация, аплодисменты, тост. Нет, в Вене все скорее напоминало обычную газетную летучку, правда, в крупном формате.

Обозрение и анализ достоинств и новаций лучших печатных изданий Европы длились в общей сложности десять часов, обласканные премиями "изыскатели" поочередно формулировали свои идеи существования на рынке СМИ, им скрупулезно внимали свыше пятисот главных редакторов из 26 стран и 287 газет.

Итак, куда смотрит новый газетный век и не ждет ли "бумажную прессу" в скором времени отпевание, обусловленное натиском телевидения, радио и Интернета?

Норберт Кюппер, который, кстати, вместе с издательством "Оберауэр" из Германии предложил идею ежегодных европейских газетных конгрессов и накатал их периодичность, говорит об этом примерно так: не помрем, если будем смотреть на газету не только как на четвертую власть, но и как на рыночный продукт. С развитием аудиовизуальных СМИ, полагает он, газеты заимели в их лице конкурентов - верно, однако получили и новые возможности для своей эволюции. Журналистам не остается ничего другого, кроме как искать современные выразительные формы и средства подачи новостей и метериалов, а цель - достигнуть новой газетной оптической и психологической убедительности, такой, чтобы руки читателя с волнительной дрожью тянулись к газетному листу.

В этом смысле первой "стилистической" красавицей Европы на конгрессе была признана межрегиональная бельгийская De Morgen, овладевшая великолепным газетным языком сопровождения новости дня: баланс шрифтов, фото, инфографика, оригинальная верстка с использованием черных, цветных и белых пятен, неожиданные повороты оформительской мысли. Использование белых пятен, стоит подчеркнуть, - особый элемент этой стилистики. Международное жюри, которое в течение 2006-го проследило за птичьим полетом мысли европейских редакций нескольких тысяч наименований, признало De Morgen газетой года.

По этому же признаку "новая визуальная убедительность" были отмечены Hufvudstadsbladet - местная газета из Финляндии, Expresso - португальский еженедельник и Superdeporte - спортивная малотиражка из Испании.

Другие номинации жюри также отражают определенные тенденции и переживания профессионального цеха газетчиков Европы. Безумству храбрых... Норвежская Bergens Tidende провела рискованный эксперимент - уменьшила свой формат, стала ежедневным журналом, и ничего, инфаркт не замечен. В безусловные номинанты зачислена и хорватская газета "24 Sata", пару лет назад она стартовала с нуля и сегодня имеет двадцать пять процентов медийного рынка своей страны, что, заметим, актуально для нашей растущей как грибы амбициозной региональной прессы.

Еще одно малораспаханное поле, куда вклинилась дискуссия в Вене: электронные или печатные СМИ - кто кого?

- Или - или? - так вопрос не стоит, - считает все тот же Норберт Кюппер и дает категорический совет: - К Интернету людей нужно приучать так же настойчиво, как мы приучили их каждый день брать в руки газету.

В этом виде ухаживания за читающим газету человеком Европа здорово продвинулась вперед. Немецкая ежедневная Die Welt вот уже два года ведет проект Online First: пока идет верстка очередного номера, тридцать журналистов того же издания раскручивают в Интернете параллельный выпуск - на сайт выставляются выдержки из сенсационных статей и актуальных интервью, тут же предлагаются оригинальные комментарии... По свидетельству заместителя главного редактора Романа Отте, за рабочий день корреспонденты выталкивают в Интернет до нескольких сотен материалов: это своя, именная продукция, своя точка зрения, это - завтрашняя газета. Журналисты объясняют: так разогревается дискуссионное восприятие человека, который наутро возьмет в руки свежий номер... Виртуальные редакции некоторых газет могут вскоре насчитывать до 50-70 сотрудников.

Европейские СМИ вспомнили о том, чем гордилась в свое время советская пресса и от чего отказалась российская, а именно об обратной связи с человеком, присягнувшим газете на верность. Крупные европейские редакции ежедневно получают до двух тысяч сообщений и предложений "со стороны", за текстовую и фотографическую сенсацию редакции платят стрингерам деньги, и немалые, оригинальная фотография, к примеру, оценивается суммой прописью в 100-500 евро.

Венская летучка продуктивна уже тем своим насыщением,что у каждого из присутствовавших на ней журналистов она вызывает "домашние ассоциации". Наша родная "бумажная пресса" за последние годы безусловно улучшила свой товарный вид, крупные газеты освоили современные принципы верстки, перешли на цветные иллюстрации, однако, согласимся, мы остаемся консервативными, обновляя газетную форматику от случая к случаю. Европейские газетчики это делают постоянно.

Сказанное особенно касается региональной прессы - о ней, кстати, в основном и шла речь на конгрессе. Многие наши провинциальные газеты выглядят заложниками слабой полиграфии и черного цвета, что восполняется рвением к таблоидности (уменьшение формата, короткие новости, бульварность) - таблоиды, впрочем, имеют и в Европе успех на местах, они вытесняют там крупные газеты.

И в заключение. Упоминалась ли в Вене российская пресса?

Нет, конечно. Почему - трудно ответить. Впрочем, обращает на себя внимание одна частность: на летучку в Вену наших журналистов пригласили впервые, предложили шесть квот: перелет, гостиница, пиво - все затраты газетный конгресс взял на себя... И что же, три крупные газеты почему-то не нашли возможным направить в австрийскую столицу своих корреспондентов.

СМИ и соцсети