Как сообщила председатель областного комитета профсоюзов работников народного образования и науки Таисия Макеева, сложности возникли после перехода системы образования Кировской области на нормативно-подушевое финансирование, когда "деньги в школу идут за учеником". По ее мнению, сам принцип - однозначно положительный. Например, впервые за последние годы в больших школах появился премиальный фонд, и они от такого реформирования только выиграли.
Но оказались и пострадавшие - школы с наполняемостью около ста учащихся. Те нормативы, которые сегодня существуют, привели к их недофинансированию, а в единичных случаях появилась и задержка заработной платы, чего не было уже много лет. Частично проблема решается за счет так называемого надтарифного фонда, который составляет четверть от фонда оплаты труда, и за счет которого обычно осуществляются выплаты, связанные с проверкой тетрадей и прочими профессиональными учительскими переработками. Но теперь он используется для того, чтобы банально заплатить учителям зарплату, так как фонда оплаты труда уже не хватает.
Если в прошом году средняя учительская зарплата в Кировской области была 4,5 тысячи рублей, то в этом году во многих малокомплектных школах она снижается. Например, в Яранском райне некоторые учителя стали получать меньше на тысячу-полторы рублей. И даже прошлогодняя осенняя 15-ти процентная прибавка не смогла снивелировать ситуацию. А в одной из школ Слободского района зарплата задерживалась на протяжении последних двух месяцев.
Кстати, чтобы сэкономить заработную плату, в малокомплектных школах стали активно внедрять пятидневку. А при нынешней загрузке школьников она негативно сказывается на их здоровье. Из-за того же недофинансирования закрываются группы продленного дня, различные факультативы - многое, что могло бы способствовать повышению качества образования.
Если раньше понятие малокомплектности касалось лишь начального образования, что было в какой-то степени допустимо из-за относительно небольшого разброса в учебных программах, то теперь в некоторых школах в одном классе одновременно проходят уроки у пятиклассников и семиклассников, а учит их один преподаватель. Есть факты, когда на одном уроке одновременно находятся три параллельных класса!
И, наконец, третья, и крайне болезненная составляющая недофинансирования - идет сокращение учителей, которые в буквальном смысле увольняются в никуда. Поскольку эта отрасль весьма специфична, и до сих пор нет системы переподготовки сельских учителей и предоставления новых рабочих мест, а бывшие "историки" и "англичане" вынуждены жить только за счет натурального хозяйства. И хотя проблема частично решается за счет того, что сокращают в первую очередь пенсионеров, а учителей предпенсионного возраста досрочно выводят на пенсию, в целом ситуацию, по мнению специалистов, это изменить не может.
За последние три года в Кировской области было закрыто 169 школ. Мера эта по большей части действительно вынужденная и объективная, но проблемы все равно остаются.
По словам Макеевой, закон "Об образовании" говорит о том, что школы должны финансироваться независимо от количества учеников, и выход в этой ситуации - пересмотр нормативов финансирования для малокомплектных школ области.
Частично согласен с этим и глава департамента образования Кировской области Анатолий Чурин. По его словам, проблема возникла из-за резкого сокращения рождаемости несколько лет назад и последующего за ним уменьшения "детского населения" в регионе. Только за последние шесть лет количество учащихся сократилось на 12 тысяч человек, из-за чего появилось огромное количество малочисленных малокомплектных школ. Сегодня в Кировской области только каждая пятая школа имеет численность учащихся более 100 человек, и, по словам Чурина, "объективно приходится признавать, что у нас сегодня избыток учительской рабочей силы". В прошлом году в одной из школ Нагорского райна на шесть учителей приходилось 22 ученика, а в этом году те же шесть учителей учат уже девятерых учеников. "Как бы мы ни увеличивали в этом случае коэффициенты, все время будем испытывать нехватку заработной платы", - считает Чурин.
По мнению главы департамента образования, из этой ситуации есть реальный выход, который сегодня предлагается главам районов - нужно укрупнять школы. Это не означает автоматического закрытия малокомплектных школ - просто меняется их статус. Малокомплектные школы нужно превращать в филиалы крупных и таким образом сохранять "храм науки" в деревне "до самого последнего предела". Такие примеры в Кировской области уже есть.
В подобном случае, кстати, большей частью сохраняется и коллектив.
Департамент образования направил письма во все районы области с предложением, чтобы на местах были разработаны программы реструктуризации школьной сети. В этом случае процесс будет управляемым.