Геннадий Батанов | Пока, к сожалению, точную цифру назвать не могу - идут последние расчеты и согласования в социально-экономическом блоке, поскольку коэффициент индексации, как известно, устанавливается постановлением правительства. Но то, что времени на перерасчет остается очень мало - это факт, и это меня очень беспокоит. Выплатные ведомости должны быть готовы к 25-му марта, а ведь речь идет о 38,5 миллиона людей - масштабы-то какие, представляете? А до того еще предстоит подготовить соответствующее программное обеспечение, довести его до всех наших региональных отделений. Никто же не думает: успеваем мы всю эту организационно-техническую работу сделать, не успеваем - начиная с 1 апреля люди должны получить деньги строго по графику.
Облегчить ситуацию, я считаю, можно, если "замкнуть" Пенсионный фонд непосредственно на правительство. Сейчас подготовленный проект постановления об индексации направляется в министерство здравоохранения и социального развития, которое координирует нашу работу. Затем проходит согласование в минфине, минэкономразвития, минюсте. И по большому счету, никто там особенно не заинтересован решить все побыстрее - мы ходим, просим, убеждаем. А надо бы так: проект поступает в аппарат правительства и затем уже с поручением вице-премьера спускается в те же министерства, тогда у исполнителей будет совсем другое отношение и другая мотивация, процесс согласования намного ускорится.
РГ | Геннадий Николаевич, кажется, ни одно ваше публичное выступление не обходится без того, чтобы вам не пришлось отвечать на вопрос: будет ли повышен пенсионный возраст? Недавно эта тема возникла вновь - руководство минэкономразвития заявило, что уже через 5-7 лет иными способами, кроме как установив 70-летнюю планку для выхода на пенсию, справиться с дефицитом в пенсионной системе не удастся. А вы как считаете?
Батанов | Меня, честно говоря, возмущает, когда раздаются малокомпетентные заявления о "диком" дефиците Пенсионного фонда, чуть ли не в банкроты нас записывают. На самом деле, когда снижался ЕСН, уменьшение страховых поступлений в ПФ прогнозировалось и планировалось. Именно поэтому тогда же в законе о трудовых пенсиях было специально указано, что недостаток собственных средств фонда на выплату текущих пенсий в обязательном порядке компенсируется из федерального бюджета. Так что, если следовать строго букве закона, дефицита в Пенсионном фонде нет.
Если же говорить о недостатке собственных средств, в этом году нам не хватает 88 миллиардов рублей. Вроде большие деньги, но по сравнению с бюджетом фонда это почти вдвое меньше суммы, направляемой ежемесячно на выплату пенсий. Поэтому ни о какой "катастрофе" даже речи быть не может.
У нас есть целый ряд предложений о том, как сбалансировать пенсионную систему. Такое поручение, кстати, прозвучало на днях и в ежегодном Бюджетном послании президента Федеральному Собранию. Доходы фонда можно увеличить - надо жестче бороться с теневыми зарплатами, наказывать предприятия-должники, которые задерживают или вовсе не перечисляют социальные платежи. Необходимо подумать об увеличении доли заработной платы в валовом продукте страны - у нас этот показатель чуть более 20 процентов, в развитых странах - более 40. Увеличим зарплату - легче станет с выплатой пенсий.
Предлагаем мы также изменить систему страховых платежей в ПФ. Так, регрессия с годового заработка, превышающего 280 тысяч рублей, вводилась, когда средняя зарплата по стране была порядка 5 тысяч рублей. Сейчас средний заработок вырос втрое, но шкала-то осталась прежней! Вообще считаю, что тариф отчислений по пенсионному страхованию можно сделать "плавающим" и корректировать его ежегодно вместе с принятием очередного бюджета фонда.
Все эти меры - вполне реальные. Что касается увеличения пенсионного возраста - это крайняя мера. С проблемой старения населения, ухудшения соотношения работников и обеспечиваемых ими пенсионеров и недостатком средств в пенсионной системе сталкиваются сегодня практически все страны. И многие из них идут по непопулярному пути - поднимают пенсионный возраст. Свежий пример - Германия, где только что прошли акции протеста по поводу предложенного правительством увеличения возраста выхода на пенсию с нынешних 65 до 67 лет. Россия не изолирована ото всего остального мира. У нас - те же проблемы, и вполне допускаю, что со временем мы тоже будем вынуждены вплотную обсудить и эту непопулярную меру. Конечно, чем позже, тем лучше. Именно потому и говорю о разных вариантах сбалансирования пенсионных финансов. Но если уж пенсионный возраст все же придется повышать, то, думаю, произойдет это не одномоментно, а поэтапно. То есть к возрасту выхода на пенсию каждый год или полгода будет добавляться по нескольку месяцев в течение ряда лет. Еще один более "мягкий" способ - заинтересовать работников в добровольном более позднем оформлении пенсии. Это тоже можно предварительно рассчитать и сделать.
РГ | Что значит проект об отмене пенсий по старости, о чем речь?
Батанов | Вчера в Комитете Госдумы по труду и социальной политике обсуждался законопроект, по которому у нас не будет пенсий по старости, они будут называться "пенсиями по возрасту". Мы решили, что так корректнее будет в отношении наших пенсионеров. Многие женщины, к примеру, приходя к нам оформлять пенсию в 55 лет, возмущались: "Пенсия по старости - это неправильно, какая в 55 лет старость?" Вот почему мы и предложили депутатам сменить формулировку.