16.03.2007 04:20
Происшествия

Эрмитажного вора приговорили к 5 годам колонии

Текст:  Михаил Телехов (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4317)
Читать на сайте RG.RU

Кроме этого, судья полностью удовлетворил гражданский иск, заявленный в рамках уголовного процесса Эрмитажем к Николаю Завадскому. Ему вменяется причастность к похищениям 77 экспонатов. Так что осужденному придется еще возмещать музею ущерб в размере 7,4 миллиона рублей. Именно в такую сумму эксперты оценили не возвращенные Эрмитажу экспонаты. Но сумма будет уменьшаться по мере обнаружения тех или иных культурных ценностей, которые были похищены Ларисой Завадской и ее мужем. Начать отрабатывать долг Завадскому придется прямо в колонии.

Напомним, что поначалу подсудимого эта сумма не устраивала - ему казалось, что экспонатов было похищено на меньшую сумму, что и понятно, поскольку механизма сбыта краденого у семьи Завадских не было. Они пытались это сделать, привлекая к этому процессу сторонних лиц - антикваров, имеющих связи за рубежом. Но те, опасаясь чего-то, избегали деловых связей с Завадскими. И тем приходилось ходить по ломбардам и скупкам, выручая за эрмитажные экспонаты суммы, на порядок меньше даже номинальной стоимости. Хотя у следствия есть подозрения, что некоторые антиквары способствовали исчезновению музейных экспонатов. Ведь судьбы 195 предметов пока неизвестны.

Правда, если на предварительном следствии обвиняемый соглашался в прямом и сознательном соучастии в этом преступлении, то на суде он сказал, что организовывала все жена Лариса, он же думал, что она выносит из Эрмитажа лом, безделицы, не представляющие культурной ценности. Здесь представитель обвинения пожалел, что Лариса Завадская не дожила до этого момента (напомним, что хранительница Фонда русского искусства скончалась на рабочем месте от сердечного приступа).

Но вторая роль в этом преступлении, на которую Завадский пытался себя поставить, не уменьшила степень его вины. На суде вспомнили Владислава Глинку и других хранителей эрмитажной коллекции, работавших в музее в годы блокады Ленинграда, за все 900 дней которой не было утрачено ни одного экспоната, хотя за любую мало-мальски ценную вещь тогда можно было выручить несколько буханок хлеба.

Поэтому Дзержинский федеральный районный суд г. Петербурга признал Николая Завадского виновным в совершении кражи в особо крупном размере в составе организованной преступной группировки и приговорил его к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Также ему зачли время пребывания в следственном изоляторе, где он находится с 5 августа прошлого года. Соответственно, в колонии он пробудет 4,5 года. Но, как сказал представитель государственного обвинения, его особенно порадовал тот факт, что суд вынес частное определение в адрес руководства Эрмитажа, указав на обязательность принятия мер для сохранения музейной коллекции.

Пока из 226 похищенных из музея экспонатов возвращен лишь 31 предмет. Расследование продолжается.

Криминал