16.03.2007 04:30
Власть

Подписано соглашение о строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис

Президент подписал соглашение о строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис
Текст:  Марина Волкова (Афины)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4317)
Читать на сайте RG.RU

Почти 13 лет потребовалось России, Греции и Болгарии для того, чтобы решиться на строительство нефтепровода Бургас - Александруполис. Вчера главы трех государств подписали в Афинах соглашение о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации этого нефтепровода.

 

Идея построить нефтепровод Бургас - Александруполис, позволяющий транспортировать нефть из Новороссийска и Туапсе, минуя перегруженные морские пути через Босфор и Дарданеллы, родилась еще в 1994 году. В свой первый визит в Грецию в 2001 году Владимир Путин оформил это как предложение российской стороны. Однако даже на бумаге эта идея продвигалась очень сложно. То стороны не могли договориться о финансировании проекта. То возникали проблемы с подтверждением необходимых для прокачки объемов нефти. То менялся пул нефтяных компаний, желающих поучаствовать в строительстве нефтепровода. Но самое главное - стороны никак не могли поделить доли в проекте. После того как в Афины в сентябре прошлого года съездил Владимир Путин, а за ним и премьер-министр Михаил Фрадков, Греция и Болгария, так же участвующие в проекте, все-таки согласились на российские условия. 51% акций будет принадлежать Москве, представленной "Газпромом", "Роснефтью" и "Транснефтью", Афинам и Софии - по 24,5%. Хотя изначально они предлагали поделить все в равных долях.

Общая протяженность нефтепровода по планам составит 287 км, объем прокачки нефти - 35 млн. т в год с возможным увеличением до 50. Стоимость проекта, как доложил Путину в понедельник глава минпромэнерго Виктор Христенко, составит порядка 1 млрд. евро. Хотя другие источники уверяют, что пока говорить о стоимости проекта рановато.

Для России вложение подобных средств окупится за счет двух вещей. С одной стороны, наша страна получает "расширенный" доступ к энергетическим рынкам сбыта в Южной Европе, которые могут стать перевалочным пунктом для дальнейшей отправки нефти в Западную Европу. С другой стороны, у России возникнет возможность оставлять в своем бюджете сотни миллионов долларов из тех средств, что идут на оплату транзита через Украину.

Соглашение, к которому шли 13 лет, занимает всего девять страниц. В нем достаточно детально, насколько позволяет формат, прописаны и последовательность действий, и условия работы сторон. Россия, Болгария и Греция создадут международную проектную компанию, которая станет собственником нефтепровода. Местом ее регистрации будет одна из стран Евросоюза, но, как пояснил на пресс-конференции Владимир Путин, вся ее деятельность в том или ином государстве - участнике проекта будет подчинена местным законам. Финансирование же согласно документу будет осуществляться проектным методом. Как рассказал один из будущих участников проекта с российской стороны - глава "Транснефти" Семен Вайншток, прилетевший в Афины вместе со своими потенциальными коллегами по нефтепроводу - главами "Газпромнефти" и "Роснефти", - уже в ближайшее время международная проектная компания будет создана и зарегистрирована. Затем определятся участники, пройдет тендер на проектно-изыскательские работы и проведение ТЭО, после чего и может начаться строительство. Пока никто не решается прогнозировать, когда это произойдет, хотя и болгарская, и российская стороны говорят о том, что уже в 2008 году строительство может завершиться.

Подгоняет своих европейских коллег и Владимир Путин. В качестве "скоростного" ориентира он привел в пример трубопровод на Байкале: "Приезжая в сентябре, я вам рассказывал о начале строительства. За шесть месяцев в Сибири с учетом погодных условий мы прошли 700 километров. Здесь - всего 287, а разговариваем с 1994 года".

Впрочем, убеждать премьер-министров Греции Константиноса Караманлиса и Болгарии Сергея Станишева, с которыми Владимир Путин в среду вечером и в четверг утром имел отдельные встречи, в достоинствах проекта уже не требовалось. И тот и другой на итоговой пресс-конференции, характеризуя будущее строительство нефтепровода как "вершину сотрудничества", демонстрировали полное понимание всех выгод проекта для своих стран. От глобально-мировых, поскольку Греция и Болгария становятся крупными "энергетическими" перевалочными пунктами, до "узкобытовых", так как создаются дополнительные рабочие места в этих странах. И уж совсем "мелочью" выглядят десятки миллионов долларов, которые будут получать эти страны за транзит.

Владимир Путин также "отрекламировал" проект нефтепровода Бургас-Александруполис. Но скорее для "внешнего пользования", пытаясь в очередной раз развеять страхи о растущей зависимости Европы от России в части энергетики. "Мы все заинтересованы в реализации этого проекта, - сказал Владимир Путин. - Он укрепляет стабильность мировых энергетических рынков, поскольку позволяет расширить поставки с Каспия, а это в интересах американских, казахстанских компаний, Азербайджана". Кроме того, по мнению Путина, строительство еще одного крупного нефтепровода диверсифицирует маршрут поставок в Европу, что приведет к увеличению объемов рынка. И соответственно - к улучшению ситуации с энергобезопасностью. Тем более что, как рассказал Путин, в рамках проекта планируется построить хранилище на 600 тысяч тонн нефти в Александруполисе.

Внешняя политика Греция