16.03.2007 02:00
Культура

Пасхальный фестиваль охватит 22 города России

В российской столице презентовали VI Пасхальный фестиваль
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4317)
Читать на сайте RG.RU

О том, что Пасхальный фестиваль из Московского давно преобразился в действо всея Руси, говорили все участники пресс-конференции. "Это именно то, к чему мы стремились", - подтвердил маэстро Валерий Гергиев. Масштабы "гергиевской" Пасхи разрастаются с каждым годом: этой весной концерты фестиваля пройдут уже в 22 городах России - от Владикавказа до Уфы, от Мурома до Нальчика, количество их увеличится до 120, состав участников перевалит за тысячу. Целый месяц в московских церквях будут звонить профессиональные звонари и любители, а хоры выступят не только с концертами в филармонических залах, но и с программами духовной музыки в храмах Москвы и городов России.

Патрон фестиваля - московский мэр Юрий Лужков гордится, что "Пасхальный фестиваль стал громадным просветительским и духовным мероприятием России", и в набирающих силу оборотах фестиваля в качестве "общенационального культурного проекта" действует теперь в партнерстве с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, выделившим на проведение фестиваля 28 млн. рублей.

По словам Михаила Швыдкого, руководителя агентства, "важно, что Москва - старейший духовный центр России - создала такой проект, но главное, что сегодня фестиваль может представить свои программы не только в Москве, но и на Кавказе, и в малых городах России - в Муроме, Серпухове, Вязьме, куда нечасто приезжают великие музыканты. Это подчеркивает, что культурное пространство России едино".

Для маэстро Гергиева идея объединения и воссоздания распавшихся культурных связей выглядит сегодня наиболее актуальной: "Мы должны сейчас собирать камни, а не разбрасывать их. В России наконец наступило время строительства, и роль искусства, музыки, театра возрастает сейчас как никогда". Маэстро хотелось бы, чтобы на концертах Пасхального фестиваля как можно больше людей "испытали бы то очищение", которое он испытывает сам от воздействия музыки и театра. Поэтому программу фестиваля он составил с таким расчетом, чтобы донести до массового слушателя идею традиции, великих ценностей, которые столетиями собирались в русском искусстве. Посвящая нынешний сезон 125-летию Игоря Стравинского, маэстро включил сочинения петербургского гения ХХ века в афишу Пасхального фестиваля: "Петрушку", "Весну священную", "Царь Эдип", Симфонию in C, практически не исполняемые в России партитуры - кантату "Звездоликий", Симфонию в трех движениях.

В концертах фестиваля в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра прозвучит также музыка Дебюсси, Чайковского, Вагнера. А труппа Мариинского театра впервые на пасхальные гастроли привезет в Москву серию спектаклей: "Лебединое озеро", "Форсайт в Мариинском", "Драгоценности", свою последнюю оперную премьеру "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева.

"Я сознательно не стал в этот раз делать ставку на звезд, - сказал маэстро. - В Пасхальном уже участвовали Анна Нетребко, Ульяна Лопаткина, Вадим Репин. Но надо думать, кто будет за ними, кто придет вслед, скажем, за Максимом Венгеровым. Поэтому в нынешнем фестивале я буду представлять талантливых молодых исполнителей. Ведь главная проблема сейчас в том, что наши российские музыканты стараются в первую очередь заключить контракт в Америке, в Европе, в Японии, а по остаточном принципу - в России. И если мы сейчас не обеспечим мощнейшую структуру их "возврата", то мы проиграем".

Перспективу решения этой проблемы маэстро видит не только в привлечении музыкантов к собственным концертным программам, но и в строительстве новых концертных залов в России. "Первые и последние два великих концертных зала в России были построены больше ста лет назад - это зал Петербургской филармонии и Большой зал Московской консерватории. Теперь в Петербурге появился новый Концертный зал Мариинского театра, не уступающий по своим акустическим качествам лучшим в мире японским залам. Но если мы сможем в городах России строить такие залы - это будет действительно культурная политика России не на словах, а на деле". Михаил Швыдкой заметил, что Россия давно уже не занимает лидирующего места в мире по количеству мест в филармонических залах и театрах: "Мы находимся где-то в середине сотни, но все еще считаем себя самой читающей и самой танцующей в мире страной. И в этом смысле Пасхальный фестиваль - "светоносный" акт, который помогает лепить сегодняшнюю российскую культуру. Но без создания современной концертной инфраструктуры в России главной задачи нам не решить".

Музыка