20.03.2007 02:00
Общество

Мэтт Дэймон: Лет пять назад за спиной у каждого из нас стоял Том Круз

Мэтт Дэймон рассказал "РГ" об искушениях истинных и ложных
Текст:  Джек Тьюксбери (Лос-Анджелес)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4319)
Читать на сайте RG.RU

И вот так всегда: "хорошие" парни в списке его ролей исправно чередуются с "плохими". Так же, кстати, как это происходит в карьере его основного конкурента Леонардо ДиКаприо, на которого он и внешне похож и с которым они сошлись на экране в "Отступниках". Мэтт Дэймон хоть и не так красив, как ДиКаприо, зато он - интеллектуальная элита Голливуда. 36-летний актер учился в Гарвардском университете на факультете филологии, отправленный туда мамой-профессором, писал сценарии. Звездная слава пришла к нему десять лет назад, когда он вместе с другом детства Беном Эффлеком написал сценарий фильма "Умница Уилл Хантинг" (основанный на гарвардской курсовой) и сыграл в нем главную роль.

Российская газета | В "Ложном искушении" вам досталась роль агента ЦРУ, который всегда должен быть начеку - вечно присматривается, приглядывается, прислушивается. А как вы к этому относитесь в жизни?

Мэтт Дэймон | Вообще-то часть моей профессии, актерской и сценарной, в том и состоит: наблюдать, приглядываться, мотать на ус. По части наблюдений особенно хорош Де Ниро: он в отличие от других звезд, которые только на себя смотрят, следит за поведением тех, кто вокруг, что-то подмечает, запоминает, а потом на экране блестяще перевоплощается в любого.

РГ | А что, в детстве вам тоже доводилось подглядывать за старшими?

Дэймон | Естественно, любопытство входит в состав любого детства: сновать туда-сюда, присматриваться и к взрослым, и к сверстникам. Мы с братом любили играть "в шпионов". Залезали под стол, чтобы что-нибудь подслушать.

РГ | Как вам работалось с Анджелиной Джоли?

Дэймон | Пробраться на объект в Бруклине, где мы снимали, было невозможно: за ней охотились толпы фотографов, не менее пятидесяти. Она была дивой. Но когда мы оказывались наконец на съемочной площадке и было тихо, и мы просто работали, она превращалась в актрису Анджелину Джоли. Потрясающую актрису, и каждый чувствовал ее присутствие на площадке. И все забывали обо всем этом безумии вокруг нее и Брэда Питта. Она работала, совершенно не выделяясь среди других людей на площадке. А если и выделялась, то разве что своей красотой.

РГ | Как вы готовились к роли в "Ложном искушении"?

Дэймон | Я приступил к съемкам "Ложного искушения" сразу же после "Отступников", и для роли нужно было потерять в весе пятнадцать фунтов. Бегал каждое утро примерно час от дома к реке - очень рано, до восхода солнца. По дороге думал о своем герое. Это интроверт, очень закрытый человек. Он не покажет вида, что что-то случилось, даже если его сердце разрывается от горя.

РГ | Как вы определите режиссерскую манеру Роберта Де Ниро? Он из тех, кто стоит рядом с актером на съемочной площадке и шепчет ему в ухо, или из тех, кто сидит за монитором и следит за действием на экране, время от времени подавая оттуда команды?

Дэймон | Он шепчущий. Он шепчет все. Беспрерывно шепчет по телефону. И то, что он говорит актеру, все его указания остаются только между актером и им. Никто больше этого не слышит. А это очень важно. Режиссерские указания никого, кроме актера, не касаются. Иногда даже лучше держать наши разговоры в секрете: ведь к каждому характеру есть свой ключик. В этом смысле Боб следует путем "старых итальянцев": так же поступает и Коппола по совету Антониони. Антониони когда-то сказал ему: "Твое место - рядом с камерой". Место режиссера - рядом с оператором, он должен следить за действием, находиться в максимальной к нему близости. Следить за всем "свежим глазом". Время от времени спрашивать у оператора: ты видишь то, что я хочу видеть? И оператор должен кивнуть - и тогда все получится. Поэтому Де Ниро никогда не сидит за монитором, он всегда у камеры. Он был самый живой из нас, если говорить о его экспансивных реакциях.

РГ | Работа с ним как-то повлияла на вас?

Дэймон | Сугубо позитивно. Он корректирует деликатно: не делай, мол, так руками, давай попробуем иначе. Даст легкую подсказку, приободрит. Все актеры ему доверяют. Ведь он не только режиссер, но и сам - великий актер.

РГ | Где вы "подглядели" поведение вашего цэрэушника?

Дэймон | У нас был консультант, он работал в ЦРУ. Но вообще-то было бы странно полагать, что офицер ЦРУ должен вести себя как-то не так, как ведут себя все люди. Если он будет постоянно ежиться, поднимать воротник, оглядываться поминутно и подозрительно смотреть по сторонам, то вряд ли сможет скрыть свою принадлежность к разведке. Да, я встречался со служащими ЦРУ, разговаривал, внимательно слушал их, присматривался. Но в принципе воплощение этого образа - самая обычная актерская задача: дело техники, опыта, воображения.

РГ | У вас с ДиКаприо идет беспрерывная конкурентная борьба. Предполагалось, что он будет сниматься в "Ложном искушении", но роль досталась вам. А в "Быстром и мертвом" получилось наоборот.

Дэймон | А во "Всех хороших лошадях" опять я выиграл! Любой сценарий, который дают читать актеру, предлагается не ему единственному, хотя понятно, что, чем актер известнее, тем меньше у него конкурентов. Когда-то я был одним из ста. И это было просто везение, если роль доставалась мне. Практически до недавнего времени всегда кто-то стоял у меня за спиной. За исключением, пожалуй, "Умницы Уилла Хантинга", где я был единственным претендентом - как-никак сценарий писал. Знаете, в Голливуде часто шутили по поводу того, что лет пять назад за спиной у каждого из нас стоял Том Круз, даже если это была роль для Моргана Фримэна, пожилого чернокожего. Круза хотели все и на любую роль.

РГ | Но в конце концов в "Отступниках" Мартина Скорсезе вы с ДиКаприо оказались оба.

Дэймон | Иногда читаешь сценарий и думаешь: неплохо, я хотел бы посмотреть такое кино, когда его снимут, но сниматься в нем я не хочу. А тут мы сразу захотели оба, и при этом обе роли нам с Лео нравились. Поэтому мы сказали Скорсезе, чтобы он сам решил, кто есть кто.

РГ | Всегда ли ваши сценарные ожидания совпадали с тем, что в результате появлялось на экране?

Дэймон | Всегда хочется верить, что фильм выйдет хороший. Но в принципе если тебе нравится сценарий, если это хороший режиссер и хорошая роль, фильм почти наверняка получится.

Образ жизни Кино и ТВ