81,4 млн. тонн - таким видит пока урожай зерна-2007 один из самых авторитетных экспертов в стране, аналитик WJ Interagro Владимир Петриченко. "Объем озимого сева выше, чем в прошлом году, состояние посевов лучше, и нет никаких указаний от метеорологов, что весна будет поздней, сухой или холодной", - говорит он. Его прогноз площади ярового сева оказался чуть выше опубликованных планов минсельхоза - 31,4 млн. гектаров против 31, 2. К слову, минсельхоз утверждает, что озимые посеяны на площади около 14,2 млн. гектаров - на уровне предыдущего года.
Чуть менее оптимистично, чем у Петриченко, звучит прогноз вице-президента Российского зернового союза Андрея Славутина: "Судя по информации, которую мы получаем сейчас из Сибири, с Урала и с Юга страны, очень велика вероятность, что мы соберем урожай на уровне прошлогоднего - 78-80 млн. тонн". Славутин делает оговорку: более определенный прогноз можно дать в конце апреля. К этому времени обычно готовы результаты методически грамотного обследования посевов озимых.
Пока этих результатов нет, не спешит с заявлениями и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев - слишком велико влияние прогноза минсельхоза на рынок. Даже небольшая ошибка может привести к потерям и неудачам его участников. И все еще может измениться.
Во-первых, возможны неожиданности с погодой. Угадать что-либо в этой области невозможно. Синоптиков ругают все, но никто не дает более определенных прогнозов, чем они.
Во-вторых, возможно и подорожание нефтепродуктов. Перед началом сева топливные компании, как правило, любят поднимать цены на горючее. А это почти 2 млн. тонн дизельного топлива и около миллиона тонн бензина. Власти постарались смягчить эти издержки. Теперь же село будет получать компенсации за рост цен на топливо на основании Закона "О развитии сельского хозяйства". Минсельхоз и минпромэнерго договариваются, в какие регионы, кто и сколько нефтепродуктов поставит.
Есть проблемы с качеством семян на Урале и в Сибири - под пятьдесят процентов "некондиции", по данным министерства сельского хозяйства. Но ничего принципиально нового в этом нет, и аналитики учитывают, что слабые сельскохозяйственные предприятия, бывает, сеют мусор. Зато на Юге, в самых "хлебных" регионах, подготовлен хороший посевной материал.
Нет ничего нового и в том, что во время весенних полевых работ у нас нагрузка на трактор в 2,2 раза выше нормативной и с каждым годом растет. Техника старая, и ее не хватает. Проблема острая, но средние цифры в нашем сельском хозяйстве не всегда дают полное представление о ситуации. Например, каждое из сотни наиболее крупных и эффективных зерновых хозяйств (по рейтингам Всероссийского института аграрных проблем и информатики) производит в среднем 42,5 тыс. тонн зерна, а каждый из 15 тысяч оставшихся за бортом клуба лучших "зерноводов" - в среднем по 3 тыс. тонн. Разница огромная. Лидеры, за редким исключением, работают на хорошей современной технике. А на чем работают слабейшие, понять иногда трудно. Но и вклад последних в легальный зерновой баланс страны не так уж велик.
В общем, можно сказать так: если катаклизмов не будет, то, по неофициальным прогнозам, Россия получит с полей свои традиционные 80 млн. тонн зерновых, зернобобовых и крупяных.
Много это или мало? По данным министерства сельского хозяйства США - а это очень авторитетный источник в области российской сельскохозяйственной статистики, - внутреннее потребление в этом зерновом году (он начинается 1 июля и заканчивается 30 июня) у нас будет несколько больше 66 млн. тонн. З3,7 млн. тонн мы съедим сами, 32,6 млн. тонн скормим скоту.
В последние 5 лет примерно такое количество зерна мы и потребляем. Едоков в стране становится все меньше, дополнительные булки не нужны. Поголовье скота, если и растет, то в основном на современных высокотехнологичных предприятиях. Их хозяева очень внимательно следят за тем, чтобы корма тратить меньше, а привесы получать больше. Так что зерна россиянам хватит, останется еще и на продажу.
По американским же прогнозам, Россия отправит на экспорт несколько больше 12 млн. тонн. Хотя Славутин сомневается в том, что экспорт будет таким значительным. "Не знаю, достигнем ли мы этих 12 млн. тонн. Но 10 продадим уверенно", - считает он. Петриченко называет более определенную цифру: "Думаю, экспорт составит 10,5 миллиона тонн зерна: 9 млн. тонн пшеницы, а остальное в основном - ячмень. И немножко кукурузы".
В свою очередь Алексей Гордеев оценил экспортный зерновой потенциал России в 10-12 млн. тонн. Плюс к тому в стране останется переходящий запас. Его, по словам Петриченко, достаточно, чтобы страна нормально прожила два с половиной месяца даже том в случае, если не будет собрано ни одного колоска нового урожая. Это вполне приличный объем, хотя он и несколько меньше, чем в прошлом году.