Говорят, чтобы считаться культурным, человеку достаточно отличать Эйнштейна от Эйзенштейна, а Моне от Мане. А если серьезно, то многие стремятся быть в курсе последних премьер и вернисажей, не пропустить бестселлеры. Но что знает современный человек о науке в век невиданного в истории цивилизации прогресса?
Такой опрос провела в нескольких странах мира группа американских ученых во главе с профессором Д. Миллером. Результаты оказались удивительными. Людям предложили, хотя в общих чертах, дать определение терминам, которые сегодня в СМИ на слуху. Например, "стволовая клетка", "нанометр", "нейрон" и т. д. Кроме того, требовалось ответить, соответствуют ли истине такие утверждения: "лазер работает, фокусируя звуковые волны" (неправда), "антибиотики убивают вирусы, так же, как и бактерии" (неправда), "первые люди жили вместе с динозаврами" (неправда), "Вселенная началась с Большого Взрыва" (правда) и т. д.
Выяснилось, что уровень научных знаний даже в ведущих странах довольно низок. А лидирует здесь Швеция, где правильно ответили 35 процентов населения, за ней идут США - 28, далее Нидерланды - 24, Норвегия, Финляндия и Дания - 22, Болгария - 19, Исландия, Бельгия, Германия - по 18, Франция, Швейцария, Чехия и Люксембург - 17, Венгрия - 15, Великобритания - 14. Странный показатель получен в Японии - 5 процентов. Ниже только у Литвы и Кипра - 3, Турции - 1,5.
Эти данные кажутся удручающими, однако профессор Миллер, напротив, полон оптимизма, во всяком случае, в отношении США. Оказывается, еще 20 лет назад научно подкованными были не более 10 процентов американцев.
Крайне любопытно исследование, проведенное журналом New Scientist. Редакцию интересовало, чему среди научных новостей последнего времени отдают предпочтение читатели, и совпадает ли это с рейтингом, составленным специалистами. Выяснилось, что вкусы противоположны. Ученые на первое место ставят достижение математика Григория Перельмана, доказавшего теорему Пуанкаре, а читатели, его, что называется, в упор не видят. Они его даже не упоминают. Это тем более странно, учитывая тот скандал с неполученным Перельманом миллионом долларов, который обошел все СМИ. Но даже это читателей не взволновало, они вывели в безоговорочные лидеры авторов исследования о том, как развивалась бы Земля, если бы на ней вдруг не стало людей.
Среди предпочтений широкой публики есть и сугубо гастрономическая тема: что будет, если человечество вдруг окажется без бананов. Из всех астрономических сенсаций, которые наука сейчас преподносит каждый год, читатели выделили лишь одну: лишение Плутона статуса планеты.
В России таких исследований, увы, не проводят. Но была попытка посмотреть на наше отношение к науке с другой стороны. Центр Юрия Левады изучал, как россияне относятся к "потусторонним силам". В приметы верят 54 процента, в вещие сны - 42, в астрологию - 30, в инопланетян - 22, в вечную жизнь - 16.