22.03.2007 02:00
Общество

Исследование показало, что дети стали меньше читать, но больше играть в компьютерные игры

Современные подростки меняют традиционные представления взрослых
Текст:  Татьяна Ефременко
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4321)
Читать на сайте RG.RU

Газета к завтраку

Результаты исследования "Российский подросток в информационно-психологическом пространстве" представил журналистам член Общественной палаты РФ, президент Лиги юных журналистов Александр Школьник. Поводом для этой работы стал проект федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию", который поступил на экспертизу в Общественную палату. Очевидно, что прежде чем защищать детей от вредной информации, необходимо понять, каковы отношения современных детей и подростков с информацией вообще и что на самом деле для них вредно. Увы, исследование показало, что многие традиционные представления взрослых об этой сфере нуждаются в серьезной корректировке.

Вечер без тусовки

Одним из самых важных был вопрос - где, как и с кем подрастающее поколение проводит свой досуг. Ведь дети, в отличие от взрослых, учатся всегда и везде, и в процессе отдыха ребенок впитывает в себя немало важной информации. Так вот, если в 1998 году почти 70 процентов подростков сообщали социологам, что в свободное время слушают магнитофон, проигрыватель или плеер, то в 2005 году такое признание сделали лишь 55,4 процента. Ситуация с чтением книг еще серьезнее: этот показатель снизился с почти 50 процентов в 1998 году до 18 в 2005-м. В то же время частота ответа "играю в компьютерные игры" за семь лет выросла с примерно 30 до 45 процентов, а ответа "читаю газеты и журналы" - с 36 до 53 процентов. Последнее было бы радостным фактом, если бы не качество современной детской и подростковой прессы - вспомним хотя бы нашумевшую историю с популярным детским журналом, который, мягко говоря, не совсем безосновательно обвиняли в распространении порнографии. А вот интерес подрастающего поколения к телевидению на протяжении нескольких лет остается фактически неизменным: о пристрастии к этому средству проведения досуга сообщало около 77 процентов опрошенных в 1998 году и около 74 процентов в 2005-м. На шесть процентов (до 30) уменьшилось за эти годы количество подростков, занятых в различных кружках и секциях, и на 15 процентов (до 21) увеличилось число любителей сходить в кино. Впрочем, последнее свидетельствует скорее не о переменах в образе жизни подрастающего поколения, а о возрождении кинотеатров в российских городах.

Спина у монитора

Что касается Интернета, то рост заинтересованности детей этим видом досуга очевиден - количество увлекающихся Всемирной сетью за семь лет возросло более чем вдвое, а вот сами цифры не впечатляют: около 5 процентов было в 1998 году, около 12 - в 2005-м. Впрочем, о том, что они в принципе имеют возможность пользоваться Интернетом, в 2005 году заявила половина подростков в возрасте 15-17 лет.

Кстати, авторы исследования отмечают, что тинейджеры, сообщавшие им о своей приверженности Интернету, в среднем чаще своих "внесетевых" сверстников заявляли о любви к походам в кинотеатры, театры, музеи, на концерты. Кроме того, такие дети больше общаются со взрослыми и с противоположным полом. Эта информация должна заставить задуматься тех родителей, которые до сих пор полагают, что Всемирная сеть вырвет их ребенка из реального мира и превратит его в навеки прилипшее к монитору сутулое чудовище.

Хочу все знать

На более узко поставленный вопрос, а именно вопрос о том, откуда они получают информацию об окружающем мире, дети отвечали несколько иначе. Так, большинство представителей подрастающего поколения и в 1998, и в 2005 году сообщали, что получают эту информацию от сверстников, правда, в последнее время данный источник все же стал менее популярным: его доля в общей массе ответов снизилась с 67 до 59 процентов. Второе место в 1998 году занимали учителя (65 процентов), а третье - родители (62 процента). В 2005 году эти источники поменялись местами: их доля составила 54 и 51 процент соответственно. Телевидение становится менее популярным. В 1998 году 54 процента подростков сообщили, что получают информацию из взрослых телепередач, и 43,5 процента - из детских и юношеских телепрограмм. В 2005 году доля подростков, берущих информацию из "ящика", снизилась до примерно 46 процентов.

Нетрудно заметить, что количество подростков, получающих информацию из уст сверстников, родителей, учителей и из телевизора, за семь лет сократилось. Куда же "ушли" эти потребители информации? Похоже, все в тот же Интернет. Компьютерные источники информации в 2007 году использовали 14,6 процента детей, а в 2005-м - уже 31 процент.

Интересно, что, несмотря на быстрое развитие медиасферы в России, за семь лет выбор числа значимых для подростков источников информации снизился с 6 до 4-5. По мнению социологов, это свидетельствует о снижении авторитета большинства существующих информационно-коммуникационных ресурсов в глазах подростков.

Юный агитатор

Что касается политической информации, в частности, информации о работе правительства, то более 90 процентов детей сообщили, что получают ее из телевизора. 58 процентов отдают предпочтение в этом вопросе газетам и журналам, а 32,6 процента - собственным родителям и родственникам.

Любопытный ответ получили исследователи, задавшись вопросом: влияют ли подростки на политическую жизнь в стране, а именно - на ход выборов? Оказалось, что почти 30 процентов детей, не имея избирательного права, охотно консультируют взрослых на тему "за кого надо голосовать". Пик активности "агитаторов" приходится на 16-17 лет. Причем более трети из тех, кто пытается влиять на взрослых, считают, что делают это результативно.

Социология