Корреспондент "РГ" поговорил о том, как проходили съемки, с одним из участников новой программы - начальником управления департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимиром Кузиным. И вот что он рассказал:
- Название программы говорит само за себя. В ней рассматриваются конкретные жалобы реальных людей.
Я принимал участие в сюжете о дорожно-транспортном происшествии. Суть такова: случилась авария, в которой два человека погибли и двое получили серьезные травмы. Уголовное дело завершено, суд вынес приговор, который уже вступил в силу: виновнику присудили 4 года условно. По мнению пострадавших, это наказание недостаточно. Однако, разобравшись в ситуации, было установлено, что судьи действовали правомерно, в рамках действующих Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Санкция, назначенная судом, соответствует законодательству.
А с моральной точки зрения? Двое погибло, у них остались дети, двое пострадали, женщина до сих пор не может восстановиться, ей нужны деньги на лечение. Вокруг этого и разгорелись дебаты: нужно ли менять законодательство в этой части, стоит ли увеличивать ответственность, каким образом пересмотреть позиции, касающиеся возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.
Я обрисовал ситуацию, которая была до 2003 года, то есть до декриминализации ряда деяний уголовной направленности, а именно ДТП с причинением среднего вреда здоровью. Когда это деяние перестало быть уголовным, не были внесены соответствующие изменения в Административный кодекс. Вследствие этого, в течение года люди, пострадавшие в ДТП, получившие серьезные травмы, не являлись потерпевшими и не получали никакого возмещения.
Самое интересное, что сейчас, даже если бы виновник этой аварии был в состоянии алкогольного опьянения (этого не было), он получил бы то же самое наказание. На сегодняшний день Уголовный кодекс не содержит такого признака, отягчающего обстоятельства, как опьянение. Когда я сказал об этом на съемках, депутатам был задан вопрос: а что же вы делаете? Депутаты ответили: "да, мы "за", мы внесем соответствующий проект"... Но, насколько я знаю, подобных законопроектов у них нет. Сейчас такой проект подготовлен в правительстве.
Надо сказать, что мне и до этого приходилось сниматься в различных программах. Бывает много казусов. На записи одной из новых передач, например, долго не могли понять, почему все бликует? Выяснилось, что виной - никелированный штатив одной из камер.
"Жалобная книга", конечно, тоже программа новая, и без технических сбоев не обошлось. Свет пропадал или звук, кто-то в кабеле запутался. Все эти недостатки устранялись мгновенно. Но тут чувствовалось, что работают профи. Зычный голос Леонида Аркадьевича, темпераментная его реакция делали свое дело.
Съемка была коротенькая - минут сорок, но динамичная. Действительно, удалось создать живое общение. Человеческая боль заставляет откликнуться. И те, кто сидит в зале, и те, кто принимает непосредственное участие в обсуждении проблемы, - их реакции, сопереживания видны. Они передаются всем, кто находится в студии. Надеюсь, что передадутся также и телезрителям.