Задача выйти на составление долгосрочных планов развития (с горизонтом прогнозов в 10-15 лет) была обозначена в Бюджетном послании президента, напомнил Фрадков. Но премьер-министр, обращаясь к руководству минэкономразвития, расширил и усложнил ее. По словам премьера, минэкономразвития надо научиться предвидеть развитие ситуации даже на два-три десятилетия вперед. При этом задача удвоения ВВП с повестки дня не снимается, но использование природных ресурсов следует ограничить. В условиях "восстанавливающей диеты, на которую мы сами добровольно присаживаемся, создавая нефтегазовый бюджет", пояснил Фрадков, единственный путь для этого - диверсификация экономики. Премьер, кстати, отметил, что эта цель отражена и в проектировках трехлетнего бюджета, которые были накануне одобрены на заседании правительства, и воспользовался случаем, чтобы поблагодарить за эту работу министра финансов Алексея Кудрина. Но тут же добавил, что надеется на слаженную работу двух министерств без всякого соперничества и противостояния. "Мы так и делаем, - успокоил премьера присутствовавший на коллегии Кудрин, - одно ведомство является продолжением другого, и наш главный результат - это экономический рост". Ну а Грефу, исходя из рекомендаций Фрадкова, предстоит придумать, как в условиях "ненефтегазовой диеты" наращивать "мышечную массу" экономики. К тому же он отвел минэкономразвития почетную роль "ключевого штабного органа правительства в формулировании задач развития страны".
"У России есть все основания стать одним из лидеров в мире в области среднесрочного планирования", - продолжил посыл Фрадкова вице-премьер правительства Александр Жуков. Российскую экономику он образно сравнил с тяжелым груженым составом, который 15 лет простоял на запасном пути. Его было тяжело сдвинуть с места, признал Жуков. Но теперь главное - сделать так, чтобы "поезд" не сбавлял темпов движения. Но кроме концепции долгосрочного социально-экономического развития страны вице-премьер выдал Грефу и более конкретные поручения. А именно - ускорить принятие базового закона о развитии малого бизнеса, вплотную заняться реформированием пенсионной системы и внедрением страховых принципов в медицинской, социальной и пенсионной сферах. Кроме того, надо повысить эффективность управления государственной собственностью, а также улучшить управление казенными средствами в бюджетной сфере. Еще одна просьба вице-премьера - ускорить работу над сводным докладом о деятельности всех министерств и ведомств. Такой документ должен стать своеобразным отчетом правительства перед народом, пояснил Жуков.
Этот отчет, обещал позже Греф, будет готов уже к лету. В "правительственном генштабе" есть и разработанный план действий по решению других задач. Герман Греф, правда, не стал уточнять, когда минэкономразвития сможет подготовить пятнадцатилетний прогноз развития страны. Но о главных угрозах, с которыми столкнется наша экономика на этом отрезке времени, сказал четко. Во-первых, это исчерпание прежних источников роста, то есть сырьевого ресурса роста экономики, согласился он с премьером-министром и министром финансов. Во-вторых, инфраструктурные ограничения, то есть нехватка мощностей на транспорте и в электроэнергетике. В-третьих, недостаток трудовых ресурсов - так, например, по оценке министра, к 2020 году трудоспособное население страны может сократиться на 15 процентов, а уже в ближайшие два-три года количество трудоспособных граждан станет меньше на 2,5 миллиона человек. И потому надо перейти от топливно-сырьевой экономики на инновационный путь развития.
Для решения этой задачи ведомство Грефа выделило для себя ключевые задачи на бюджетную трехлетку. В их числе - содействие структурным изменениям на рынке труда, развитие конкуренции и инфраструктурных проектов в транспорте и энергетике, развитие механизмов частно-государственного партнерства, создание новых региональных "точек роста" и вывод на новый уровень развития депрессивных регионов.
Причем эти масштабные задачи предполагается решать с помощью федеральных целевых программ совершенно нового типа, отметил Греф. Они готовятся для Дальнего Востока, юга России. И если раньше говорили об инвестиционном буме в Москве, Санкт-Петербурге, то сейчас инвесторы приглядываются к Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и даже Чечне. "В течение ближайших трех лет мы надеемся полностью стереть следы войны и сделать этот регион привлекательным для инвестиций", - обещал Греф.
Запущены новые механизмы развития регионов - особые экономические зоны. В этом году, надеется министр, будет окончательно принят закон об особых портовых зонах и проведен конкурс по отбору проектов на их создание. Начинает работать Инвестфонд: на 12 отобранных проектов будет потрачено более 1 триллиона рублей, при этом доля бюджетных вложений составит всего 286 миллиардов рублей. То есть на каждый "государственный" рубль привлекается 3,6 рубля частных инвестиций. А финансирование транспортной инфраструктуры должно увеличиться к 2010 году на 1 процент ВВП. Причем, если сегодня доля госденег в развитии дорожной инфраструктуры составляет около 50 процентов, то в будущем минэкономразвития хочет снизить ее за счет привлечения частного капитала до 35-40 процентов. В этом году должен быть принят также закон о Банке Развития и начата его капитализация. В ближайшие 2 - 3 года начнется финансирование венчурных фондов из средств российской венчурной компании, в которую государство вложит 15 миллиардов рублей. В этом же году, обещал Греф, завершится работа над созданием карты кластеров - крупных производственных комплексов, в которых будет производиться продукция высокой степени переработки. Такие кластеры планируют создать в Нижнем Приангарье, Санкт-Петербурге, Татарстане и в Ивановской области. Наконец, в этом же году, надеется Греф, будет завершен этап многосторонних переговоров по вступлению России в ВТО. А список импортного оборудования, попадающего под нулевые таможенные ставки, будет расширен, обещал министр.