Похоже, Россия решила пойти на координацию своей газоэкспортной стратегии с другими ведущими экспортерами "голубого топлива", политика которых не отвечает долгосрочным, в том числе энергетическим интересам США и их союзников.
По правительственным сообщениям из России, Венесуэлы, Ирана, Алжира и Катара, на заседании Форума стран-экспортеров газа 9 апреля 2007 года, который состоится в столице Катара Дохе, будет подписано соглашение о создании так называемой "газовой ОПЕК". Учредителями этой организации станут РФ, Иран, Катар, Венесуэла и Алжир. По имеющимся данным, ведутся переговоры о подключении к этой структуре, в том числе в статусе ассоциированных участников, Ливии, Брунея, Малайзии, Казахстана, Туркмении и Узбекистана.
Некоторые эксперты и СМИ США, Канады, Великобритании полагают, что курс России на координацию газоэкспортной политики стал неизбежным в связи с ускоренным созданием в экс-СССР нефте- и газопроводных "обходников" России, задержками в строительстве Нордстрима (Трансбалтийского газопровода) и ультимативными требованиями руководства Евросоюза и большинства стран-членов ЕС к России ратифицировать Европейскую энергетическую хартию. Последняя, как уже отмечали "РГ" и "РБГ", позволяет ввести экстерриториальный контроль за добычей, экспортом национальных энергопродуктов, экспортными ценами на них и за транзитом энергопродуктов из других стран.
Ответом же Запада, как полагают многие аналитики, могут стать долгосрочные контракты многих восточно- и центральноевропейских стран на импорт газа, в том числе сжиженного, из Азербайджана, Норвегии, Канады, Нидерландов, Дании, Нигерии, Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Омана, ОАЭ, Индонезии, Тринидада и Тобаго, а затем - создание "параллельной" газовой организации этих стран-поставщиков. Впрочем, неизбежное соперничество таких группировок будет способствовать высоким мировым ценам на газ, поэтому в ближайшей перспективе "прозападная газовая ОПЕК" вряд ли будет создана. Но упомянутые страны-поставщики наверняка получат всевозможную финансовую помощь и другие преференции от западных и других государств - реальных и потенциальных импортеров газопродуктов.
Ответы конкурентов
В рамках картеля вполне возможно, по мнению аналитиков, разделение "экспортного" труда - то есть за РФ закрепится экспорт в Европу именно газового сырья, а другие страны-экспортеры останутся поставщиками сжиженного и сжатого газа. Этот вариант учитывает Запад: например, новые газопроводы из Магриба в Европу и из Нигерии через Магриб в Европу финансируются главным образом Евросоюзом и его структурами, а рассчитаны они на больший спрос Западной, Центральной и Южной Европы именно на газовое сырье. В свою очередь, чтобы ослабить зависимость европейского зарубежья от российского газа - его нынешняя доля в газоснабжении региона ЕС превышает 28 процентов, в том числе Германии - достигает 31, а Восточной Европы (без Греции) - 75 процентов, - не только Евросоюз, но и США стимулируют сооружение новых газопроводов в Европу из Магриба, а также из Азербайджана, Ирана и Средней Азии. Те же инвесторы - у новых терминалов в Вильгельмсхафене (Германия) и Риеке (Хорватия) по получению сжиженного газа из Норвегии, Канады, Магриба и некоторых стран Среднего Востока, а в перспективе - и из Средней Азии. Ибо Туркмения участвует в проекте Транскаспийского газопровода, который финансируют и политически лоббируют США вместе с Евросоюзом (Средняя Азия - Каспий - Азербайджан - Грузия - Турция - Балканы с ответвлением в Молдавию, Украину, Польшу и Балтию). А фирмы из США, Германии, Франции и Великобритании предлагают Ашхабаду вдобавок строительство крупнейшего в регионе завода по сжижению газа (вблизи каспийского порта Челекен). Участвовать в "газопроводном Транскаспии" и развивать преимущественно экспорт сжиженного газа предлагают Вашингтон с Брюсселем и Узбекистану.
По экспертным прогнозам, если к Транскаспийской "трубе" удастся подключить иранский и узбекистанский газ, тогда закупки зарубежной Европой россий-ского газа после 2011 года сократятся минимум на 15 процентов. Но вопрос здесь в прагматизме со стороны США: если ЕС не против конкуренции иранского газа с российским в экс-СССР и Европе, то Вашингтону предстоит в ближайшее время взвесить, что выгоднее США: блокада Ирана из-за его ядерной программы или совместное с ЕС сближение с Тегераном во имя предотвращения "газоэкспортного альянса" России с Ираном. Во всяком случае США уже не возражают против увеличения поставок иранского газа в Закавказье и туркменского туда же через Иран.
Варианты дееспособности
США уже официально высказались против "газовой ОПЕК". Как заявил министр энергетики США Сэмюел Бодман, "попытка манипулировать рынками путем манипулирования поставками и ценами в долгосрочной перспективе не пойдет на пользу поставщикам - инициаторам такой политики". В том же ключе высказался на днях главный консультант Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бирол на восточноевропейской энергетической конференции в Варшаве: "Возникновение газового картеля может стать очень плохой новостью как для производителей, так и потребителей и вынудить производителей, например, электричества пересмотреть планы строительства электростанций, работающих на газе". Как считают в МЭА, если газоэкспортный блок будет создан только в составе РФ, Ирана, Алжира и Венесуэлы, тогда наверняка будут пересмотрены многие контракты по импорту газа из этих стран.
Насколько же дееспособной окажется "газовая ОПЕК" в составе РФ, Ирана, Алжира и Катара? Вот мнение российского эксперта Льва Штехеля: "Итак, одна из стран-членов нового картеля - Иран. Россия и Иран обладают более чем 40 процентами мировых запасов газа. Но в последнее время отношения между Тегераном и Москвой осложнились в связи с проблемами с достройкой АЭС в Бушере. Кроме того, в скором времени против Ирана по линии ООН могут ввести жесткие экономические санкции, обусловленные ядерной программой Тегерана. Так что этот "двойственный газовый союз" может оказаться недостаточным.
Если в картель вступит Алжир, Европа попадет в стратегическую "газозависимость" от РФ с Алжиром. Ибо они в целом поставляют в регион ЕС до 40 процентов потребляемого там газа. Еще одним участником проекта может стать Катар, что, в свою очередь, позволит участникам картеля коллективно регулировать мировые "газовые" цены".