27.03.2007 04:25
Власть

Сергей Миронов: Для многих россиян Анталья - больше чем курорт

Российские сенаторы налаживают контакты с Турцией
Текст:  Екатерина Добрынина (Анкара)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4325)
Читать на сайте RG.RU

Как было отмечено на встрече двух спикеров в Анкаре, такая интенсивность взаимных контактов - хороший знак: до этого в течение 10 лет на официальном уровне высокопоставленные российские и турецкие парламентарии не встречались вообще. Сейчас, когда руководство обеих стран считает необходимостью "курс на максимальное сближение" и планирует в будущем году довести цифру взаимного товарооборота до 25 миллиардов долларов в год, сотрудничество законодателей действительно становится насущной необходимостью.

По словам Сергея Миронова, в ходе визита предстоит обсудить целый спектр вопросов, связанных с межгосударственным и межпарламентским сотрудничеством России и Турции. В том числе и в гуманитарной сфере, и в области туризма. "Для многих россиян Анталья - больше чем курорт", - мечтательно сказал Миронов, припомнив свою поездку туда в середине 90-х. Его коллега вынес столь же теплые впечатления от Санкт-Петербурга. Оба спикера не преминули отметить, что буквально на днях в Турции начался фестиваль российской культуры, а весь 2007 год правительство этой страны объявило Годом культуры России в Турции (в 2008-м ответный шаг предстоит сделать нашей стране). Турецким парламентариям особенно понравилось выступление казачьего хора. Спикер Совфеда в ответ на столь лестный отзыв немедленно поздравил турецких болельщиков с недавней победой их футбольной сборной над греками (выслушав перевод, сенаторы заметно оживились).

Визит, впрочем, начался в полном соответствии с традициями: прямо из аэропорта Сергей Миронов отправился в мавзолей Мустафы Кемаля (Ататюрка) - "отца нации", с именем которого связано создание и становление современной турецкой государственности. В книге почетных посетителей музея Ататюрка Сергей Миронов оставил запись со словами признательности и возложил венок в мемориальном зале мавзолея.

В Анкаре Сергей Миронов встретился с президентом Турции Ахметом Недждетом Сезером - глава верхней палаты российского парламента и глава государства общались в узком кругу, фактически с глазу на глаз. В программе визита в Анкару в первый же день были запланированы также встречи с премьер-министром Республики Турция Реджепом Эрдоганом и министром иностранных дел Абдуллахом Гюлем. От узкого формата общения с высокопоставленными государственными деятелями наши парламентарии вскоре перешли к расширенному - с учеными и представителями общественности. Программа визита включала в себя встречу с преподавателями и профессорами университета "Билькент", одного из самых престижных учебных заведений республики. В этой встрече приняли участие известные турецкие политологи и сотрудники находящегося в Анкаре Центра российских исследований. За те 500 лет, что насчитывает история российско-турецких отношений, тем для такой беседы и правда накопилось предостаточно.

Сегодня делегация Совета Федерации во главе с Сергеем Мироновым почти целый день проведет в крупнейшем турецком городе Стамбуле (бывшем Константинополе, "втором Риме"), а вечером вылетит в Баку, где встретится с руководством Азербайджана и коллегами-парламентариями.

Вопросы касались самого широкого круга тем. Таких, как выбор между однополярным и многополярным миром, взаимоотношения России с ЕС и ее позиция по поводу ратификации Энергетической хартии, ситуация в Ираке и т.д. Студентов и преподавателей крайне интересовало, какой может быть реакция российских властей, если США все-таки осуществят агрессию против Ирана, какова позиция Москвы в вопросе об эмбарго на поставки товаров в Турецкую Республику Северного Кипра.

Сергей Миронов всякий раз напоминал о соответствующих решениях и резолюциях ООН и повторял: другого авторитета для решения международных споров на сегодня нет, и позиция силы, стремление видеть мир однополярным неприемлемы. По поводу Ирана третье лицо по счету в иерархии российских государственных чиновников выразило общую позицию: "Одно дело - контроль над ядерным потенциалом Ирана и совсем другое - удар по нему. Против этого, против наказания суверенного государства непонятно за что Россия категорически возражает. Помня пример Ирака, Америке не стоило бы, говоря по-простому, дважды наступать на одни и те же грабли".

Достаточно подкованными студенты и преподаватели одного из крупнейших частных университетов Анкары оказались и в вопросах внутренней российской политики, и взаимоотношений между ее политическими партиями. Не обошлось без традиционных выяснений, кто же станет "преемником Путина". И сколько таких людей уже имеется в наличии. Спикер Совета Федерации повторил слова президента Путина о том, что "преемников не будет, будут кандидаты". А уж сколько их окажется - три, пять, семь или больше - покажет предвыборная кампания. "Для России, - подчеркнул Миронов, - предпочтительнее было бы иметь непартийного кандидата". Президентом, считает он, в любом случае станет "президент большинства", за которого проголосуют российские граждане. В Государственной Думе же лидер "Справедливой России" видит "пять, а лучше шесть партий". Наиболее вероятные претенденты, по его словам, наметились уже сейчас - они уверенно прошли в региональные парламенты на выборах 11 марта.

Внешняя политика Турция Совет Федерации