27.03.2007 03:40
Происшествия

В России появляются тюрьмы нового типа

Тюремное ведомство открыло первые центры реабилитации осужденных
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4325)
Читать на сайте RG.RU

Первый такой центр создан в Мордовии: женской колонии N 14 "Парца". А под Рязанью - в воспитательной колонии для девочек - началось строительство целой реабилитационной деревни для осужденных. Кроме того, в эту же программу входят и дома матери в колониях, где осужденные матери могут жить вместе с детьми.

Чтобы показать, как работают новые центры, тюремное ведомство собрало журналистов и отправило по этапу Москва-Рязань-Мордовия. И, разумеется, обратно. Наверное, есть какая-то историческая справедливость в том, что гуманные программы для арестантов стали обкатываться именно в Мордовии, знаменитом в прошлом Дубравлаге.

В наши дни в Мордовии - в исправительной колонии N 2 в поселке Явас - построили первый в России дом ребенка при колонии, где осужденные женщины могут жить с детьми, и первый в стране центр, где осужденным помогают адаптироваться к жизни в неволе.

- Когда нас сюда везли, я очень боялась, - рассказала корреспонденту "РГ" Надежда Н. из Москвы, качая на коленях годовалого Никиту. Она работала администратором в столичном казино и там же тайно продавала наркотики. Закончилось все печально: суд назначил пять лет колонии для нее и гораздо больший срок для мужа.

Сегодня Надежда уверяет, что это была ошибка, и урок она усвоила.

- Про Мордовию я слышала, что здесь ужас и холод, - говорит Надежда. - Но все оказалось не так плохо. В нашей колонии нормально кормят. Врачи осматривают ребенка каждый день. Нянечки помогают. Никите тут хорошо, он же не понимает, где находится. Зато мы, взрослые, прекрасно понимаем.

Не все граждане, попавшие в тюрьму, закоренелые преступники. Нередко за решетку попадают случайные люди, допустившие в жизни ошибку или просто оказавшиеся в ненужное время в ненужном месте. Они, бывает, на первых порах наживают массу проблем в колонии и с администрацией, и с другими арестантами, а все из-за того, что ведут себя неправильно. А как правильно? Этому в мордовской женской колонии N 14 "Парца" обучат любого новичка в специальном центре адаптации.

Первые три месяца с новенькими усиленно работают психологи, воспитатели и прочие специалисты. Если этого мало и человек внутренне не готов шагнуть в "большую" зону, его продержат и дольше - до полугода. А тех, кто адаптируется быстро, могут и раньше перевести в обычный отряд. В перспективе подобные центры должны появиться в каждой колонии.

Гораздо больше стало школ для тех арестантов, кого свобода вот-вот встретит радостно у входа.

В том же центре реабилитации и адаптации в колонии "Парца" в отдельный отряд собирают женщин, которым остается полгода до освобождения. Социальные работники оформляют завтрашним свободным людям паспорта. Психологи учат жить. А кулинары напоминают, что место женщины на кухне, а не в тюрьме. Тайными рецептами с арестантками делится бывший морской кок.

- Я учу их готовить: печь пироги, например, многие этого не умеют, - рассказывает Владимир Николаевич, преподающий в женской колонии кулинарное искусство. - А некоторые забывают, пока отбывают срок.

Также арестанток учат готовить, убираться, подстригать, шить и так далее, в общем, делают из них хранительниц очагов. А там, на воле, у кого как получится.

Тем временем в колонии для девочек-подростков под Рязанью уже создается целая реабилитационная деревня. В нескольких коттеджах будут жить девочки, которым до свободы остается всего ничего. Сегодня же там пока существует просто реабилитационный центр: небольшой дом возле колонии, где живут восемь воспитанниц. Все они - социальные сироты, многие только в тюрьме узнали, что такое спать на чистых простынях и есть три раза в день. Таких девочек в центре учат, как создавать уют. Этому в принципе должна научить мать, но что делать, если не всем повезло.

Тюрьмы ФСИН