Российская газета | Алексей Юрьевич, рады приветствовать вас, нашего многолетнего подписчика и автора. В принципе сегодня интеллигенция ушла с площади, с баррикад. Вы, наверное, один из последних могикан, кто без устали твердит "не могу молчать". Когда несколько лет назад у Ростроповича возник конфликт с Большим театром, вы оказались среди немногих, кто защищал право таланта творить по своим законам. Вчера вы были в Кремлевском дворце среди 500 избранных гостей, приглашенных на юбилей маэстро Ростроповича.. На ваш взгляд, кто больше нуждается в поддержке: власть в поддержке талантов или таланты в поддержке власти?
Алексей Герман | Вопрос не легкий. Я думаю, что больше - таланты в поддержке власти. Хотя власть часто вообще не понимает, что такое талант. Рядом слишком мало грамотных людей, которые подсказывают ей: это талант, а это активная бездарь.
РГ | А прием в честь Ростроповича был устроен от имени руководства страны...
Герман | Видите ли, понять, что такое Ростропович, нетрудно. Это давно уже понял весь мир. Понять, что молодой режиссер, получивший главный приз на Венецианском фестивале, это талант, тоже нетрудно. И хотя я не в восторге от картины Андрея Звягинцева "Возвращение", но ее тоже признал весь мир. А вот вообще оценить, что такое талант, помочь власти уяснить, что талант не может быть вреден государству - это до сих пор трудно.
РГ | Cейчас хорошие времена для искусства?
Герман | Для искусства вообще хороших времен не бывает. И для меня они сейчас не лучшие. Цензура идеологическая сменилась на жесточайшую финансовую цензуру. Я вижу, как молодые люди, которыми я руковожу в студии "Первого экспериментального фильма", на первой картине прорываются, а потом оказываются не у дел. Я не в силах смотреть в их собачьи глаза. Они не могут достать денег на серьезные картины и вынуждены уходить в сериалы. А сериалы бывают лучше или хуже, но, как правило, это минус искусство.
Аудиозапись беседы:
Часть 1 (0.5 МБ)
Часть 2 (0.8 МБ)
Отчет о "Деловом завтраке" с Алексеем Германом читайте в ближайших номерах "РГ".