Все это произошло в течение получаса в самом центре столицы. Точнее, в здании министерства транспорта, где на 5-м этаже находится Государственный морской спасательный центр.
Каждые сутки сюда по системе "Инмарсат" поступает более десятка сигналов бедствия с кораблей и судов. На проверку они, как правило, оказываются тестовыми ("тревожную линию" надо постоянно проверять) либо ложными.
Но и реальной работы у морских спасателей хватает. Только с 2001 по 2006 год они организовали 850 поисково-спасательных операций, выручили из беды почти пять с половиной тысяч человек, в том числе более 200 иностранцев.
Пользуясь случаем, у первого вице-премьера попросили содействия в оснащении региональных спасательных служб многоцелевыми буксирами. Поисковые работы после катастрофы самолета А-320 в Черном море лишний раз подтвердили: такая техника спасателям просто необходима.
С помощью видеосвязи в Санкт-Петербургской морской академии специально для Сергея Иванова смоделировали кризисную ситуацию. По легенде, из танкера разлилось полторы тысячи тонн нефти. Эксперты тут же подсчитали, что смогут собрать с поверхности 95 процентов топлива. Оставшуюся нефть придется обезвреживать возле берега спасателям МЧС.
- Мы можем просчитывать и анализировать самые различные ситуации, - доложили специалисты первому вице-премьеру. - Например, после аварии танкера "Престиж" его рекомендовали завести в порт-убежище. Нас не послушались, и ситуация усложнилась.
Между прочим, как раз сегодня о портах будут говорить на правительстве. Кабинету министров представят два законопроекта, которые Иванов назвал злосчастными. Тот же закон о портах целых два года пересылали из одного министерства в другое.
Между тем ситуация складывается критическая: у одного и того же причала скачивают нефть, через десять метров сгружают рыбу, тут же режут металлолом. У великой морской дер-жавы России сегодня официально имеется только один порт, отвечающий всем необходимым требованиям, - Приморск. Остальные, в том числе Санкт-Петербург, с юридической точки зрения не соответствует этому понятию.
Новый закон должен навести порядок как минимум в двух вопросах. Первое - четко определить границы портов. Второе - придать официальный статус их единому хозяину - портовой администрации. Она станет отвечать за все, что происходит у причалов, а контрольному органу в лице минтранса будет с кого спрашивать.
Все, о чем говорилось, напрямую к повестке дня Морской коллегии, которую у транспортников проводил первый зампред правительства, вроде бы отношения не имеет. Центральным вопросом там значилось судоходство на внутренних водных путях. Однако и порты, и навигация, и безопасность судоход-ства на морях и реках - звенья одной цепи. Это как круги по воде: брось камень в одном месте, волна далеко разольется. Наверное, поэтому разговор на коллегии Иванов начал издалека - с судостроения и судоремонта. Появление Объединенной судостроительной корпорации, по его мнению, поможет преодолеть системный кризис в отрасли, сохранить ее научно-производственный потенциал, внедрить инновационные технологии и стать конкурентоспособными на международных рынках.
На это направлены указы президента о создании Центра технологии судостроения и судоремонта, Крыловского государственного научного центра и о развитии концернов "Моринформсистема-Агат", "Гранит-Электрон", НПО "Аврора", Центрального научно-исследовательского института "Электроприбор".
Что же касается речного флота, то его в России фактически придется возрождать. Тем более что использование внутренних водных путей выгодно со всех сторон - экономической, экологической и даже международной (за рубежом не скрывают стремления к открытию наших рек для транспортного сообщения в интересах объединенной Европы). Не стоит забывать, что аварии на речном флоте происходят в 178 раз реже, чем на автотрассах, и в 13 раз реже, чем на железной дороге. Во многих районах Сибири и Забайкалья добраться из одного населенного пункта до другого можно только по воде. Речные трассы пути в этих краях в четыре раза превышают рельсовые и в одиннадцать раз автомобильные.
Вчера первый вице-премьер представил Морской коллегии ее новых членов. Ими стали новый руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Геннадий Курзенков, глава Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко и вновь назначенный руководитель "Росморпорта" Юрий Парфенов.