Во-первых, все понимали, что в условиях, когда российские энергоносители резко подорожали и накопилось немало других проблем, мешающих экономическому сотрудничеству, союзному правительству предстояло придать интеграции ощутимый импульс. Председатель Правительства России Михаил Фрадков, открывая заседание союзного Совмина, четко обозначил эту позицию:
- С российской стороны присутствует твердый настрой на принятие последовательных шагов, которые позволят вывести отношения России и Беларуси на качественно новый уровень.
Во-вторых, долгое время откладывалось подписание необходимого для такого рывка межправительственного соглашения о развитии торгово-экономического сотрудничества. И лишь в день приезда в Минск М. Фрадкова удалось найти компромисс, что стало отличным рабочим фоном для заседания Совмина.
- Мы приняли решения по всем вопросам повестки дня, - отметил на итоговом брифинге глава белорусского Правительства Сергей Сидорский.
Таковы, образно говоря, исходный и финальный аккорды минской встречи. Что же между ними? Ответ на этот вопрос тесно связан с упомянутым соглашением о развитии торгово-экономического сотрудничества, долго "вызревавшим" в кабинетах переговорщиков. Теперь уже не столь важно, как появились претензии наших стран друг к другу при взаимной торговле товарами определенных видов. Важно то, что достигнутая договоренность все эти барьеры должна снять. В ряде случаев это уже сделано, другие разногласия уйдут в прошлое с 1 апреля, 1 июля или с 1 октября - такие рубежи установили представители наших правительств. Что важно: соглашение является не рамочным, а содержит конкретные условия сотрудничества при поставке определенных товаров, в том числе нефти и природного газа. Оно направлено на устранение всех ограничений, имевшихся в прошлом.
- Эта договоренность отвечает требованиям международной торговли, основывается на необходимости перехода к рыночной экономике, - подчеркнул Михаил Фрадков.
Сергей Сидорский отметил, в свою очередь, что подписание соглашения станет еще одним шагом на пути к формированию единого экономического пространства. Главный вывод: удалось сохранить открытыми границы Беларуси для России и границы России - для Беларуси. И в этом залог того, что возможности для более тесного единения не исчерпаны.
Собственно, об этом же свидетельствуют рассмотренные союзным Совмином итоги торгово-экономического сотрудничества в прошлом году. Взаимный товарооборот почти достиг рекордных 20 миллиардов долларов. Это на 26 процентов больше, чем год назад. А уже в январе нынешнего года достигнут весомый прирост в 8 с лишним процентов по сравнению с январем 2006 года. Развить тенденцию позволяют подписанные в Минске в пятницу документы. В их числе - баланс взаимных поставок важнейших товарных ресурсов, включая топливно-энергетические, рассмотрение прогнозов социально-экономического развития наших стран на нынешний и ближайшие годы.
Правда, российский экспорт в Беларусь растет намного динамичнее белорусского в Россию. Отчасти это понятно, ведь палитра промышленного производства огромной страны куда шире, и она является поставщиком для Беларуси не только топлива и сырья, но и двигателей, разнообразного оборудования. Типичный пример - строительство фабрики газетной бумаги, оснащать которую машинами и механизмами будут российские фирмы. Однако подписанное на заседании соглашение, устанавливающее лимиты поставки белорусского сахара на российский рынок, может существенно притормозить развитие белорусского агропрома. Как совместить эти, казалось бы, противоречивые факты?
- Подписанные сегодня документы надо рассматривать комплексно, - так ответил на этот вопрос корреспондента "СОЮЗа" посол России в Беларуси Александр Суриков, - с учетом поставок нефти, природного газа. Тем самым обеспечиваются равные условия конкуренции российских и белорусских предприятий. Что касается сахара, то, думаю, в повестке дня должен стоять вопрос о выращивании свеклы в Беларуси и России и производстве из нее сахара. В этом году в России урожай свеклы такой, какой бывает раз в сто лет. В целом же совокупный спрос выше, чем производство свекловичного сахара, и надо думать над тем, как в этих условиях поддержать своего крестьянина.
Возможно, "сладкую" проблему, осложнившую в последнее время отношения наших аграриев, поможет решить союзная производственная программа? Как это происходит, например, в дизельном автомобилестроении? Союзное правительство в числе более двадцати вопросов, вынесенных в повестку дня заседания, рассмотрело и одобрило ход реализации очередного этапа программы, решено продлить ее еще на год, исходя из необходимости освоить к 2010 году производство автомобилей и двигателей, соответствующих международному экологическому стандарту Евро-4. Были рассмотрены и другие важнейшие проекты. Это касается совместного обустройства границ Союзного государства в 2007-2011 годах, разработки и производства наукоемкой компьютерной и оптической техники.
Всего на сегодняшний день наши страны выполняют 18 союзных программ и подпрограмм. Много ли это?
- По ним работает около 8 тысяч предприятий, - рассказал корреспонденту "СОЮЗа" Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, - на которых заняты пять миллионов белорусских и российских рабочих и специалистов. Это говорит о том, что Союзное государство состоялось экономически, это по сути единая экономика. Возьмем дизельное автомобилестроение. Первая программа "стоила" 1,8 миллиарда российских рублей, нынешняя - десятки миллиардов, а следующая, предполагающая разработку и производство автомобилей, соответствующих стандартам Евро-5 и Евро-6, привлечет еще вдвое больше инвестиций.
Что к этому можно добавить? Очевидно, то, что встреча в Минске прошла в очень благожелательной обстановке. И это далеко не последнее по важности обстоятельство, позволяющее с оптимизмом смотреть на перспективы союзных отношений.