29.03.2007 03:00
Общество

Врачей разделят на группы

Минздравсоцразвития предлагает привязать заработок медиков к их образованию и... мнению начальства
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4327)
Читать на сайте RG.RU

Хотя формально с 2005 года Единая тарифная сетка действует только для бюджетников федерального уровня, фактически большинство регионов не стали от нее отказываться. Плюс этой системы: уж если шла речь об очередном повышении зарплаты бюджетникам, прибавку получали все разом. Минус: каждое повышение затрагивало сразу миллионы людей, и всякий раз правительство сталкивалось с нехваткой средств в бюджете. Отраслевая же система, по мнению ее разработчиков, позволяет "вписать" зависимость заработка от качественного результата труда.

- В новой системе размер жалованья работников устанавливается исходя из принципа - "равная работа с разной зарплатой". Точнее, возможен диапазон выплачиваемых сумм в зависимости от профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, - говорит один из разработчиков проекта, заместитель директора департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России Сергей Горбарец. - Всего, по замыслу, таких групп будет пять.

Первая группа - это работники без специального образования. Сюда относятся санитары, сестры-хозяйки, медицинские дезинфекторы.

Вторая - работники, от которых требуется среднеспециальное или профессиональное образование. Это фармацевты, помощники врачей, медицинские сестры и фельдшеры.

На третьем месте должности с высшим образованием с квалификацией бакалавр. Это заведующие молочной кухней, аптекой или здравпунктом.

К четвертой группе относятся работники, имеющие диплом со степенью магистра, - врачи-стажеры и врачи-специалисты.

И, наконец, пятая группа - научные работники, в которую входят заведующие и руководители структурных подразделений.

Для каждой из групп планируется установить утверждаемый правительством базовый оклад. Плюс к нему повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие. В первом случае это компенсационные доплаты и районные коэффициенты. Во втором - надбавки за дополнительную работу, применение научных разработок и за квалификационную категорию.

Точнее, реформа обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций. Поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников и привлекать нужные кадры со стороны.

Экономисты и врачи встретили новую реформу нападками. То, что на первый взгляд выглядит красиво, на деле, говорят они, - полный абсурд. Последует ли за пересмотром системы заработной платы ее рост? Именно этот вопрос волновал присутствовавшего на семинаре председателя комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения известного врача Леонида Рошаля. Выяснилось, однако, что авторы реформы такой задачи перед собой не ставят. В предложенной системе, говорят оппоненты, слишком велик субъективный фактор - по сути, зарплата будет зависеть от оценки руководителя. Более того, если учесть, что снижение уровня зарплаты невозможно, откуда же тогда возьмутся день-ги на стимулирующие надбавки? При таком раскладе выходит: чтобы поднять зарплату одним, придется сократить других.

Кстати, отдельные регионы все же попытались ввести на практике свой собственный порядок расчета заработной платы. Одной из первых это сделала Тюменская область. По словам заместителя директора департамента здравоохранения Тюменской области Елены Сунгатулиной, еще в 2005 году их область отказалась от тарифной сетки. На сегодняшний день средняя зарплата тюменских медиков одного уровня с работниками промышленности - 2 тысяч рублей. Увеличение это стало возможным только после сокращения вакантных мест.

Здоровье Госуправление Зарплата Минздрав