30.03.2007 04:00
Общество

ГЛОНАСС получит 10 млрд. рублей

Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4329)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня на долю российских средств выведения приходится около 40 процентов всего мирового годового объема космических запусков. По словам специалистов, сейчас надо стабилизироваться на том уровне запусков, на который мы вышли, - 25-28 в год. Главное, пожалуй, в другом - в реальной и эффективной отдаче от действующих космических систем и комплексов.

В 2007 году на выполнение федеральной космической программы из бюджета будет выделено 24,4 млрд. рублей. Общее же финансирование гражданской космонавтики, по расчетам руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, составит 35-36 млрд. рублей.

Одним из наиболее важных направлений непилотируемой космонавтики на данный момент стало создание глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Сегодня работают 8 космических аппаратов из 19 находящихся на орбитах, еще 8 временно выведены из эксплуатации.

Напомним: распоряжением президента ГЛОНАСС определена как система двойного назначения, и вопросы ее развития отнесены к высшим приоритетам государства. Поставлена задача - довести состав орбитальной группировки системы ГЛОНАСС до минимально необходимого в количестве 18 космических аппаратов в 2007 году с последующим доведением ее до полного состава из 24 космических аппаратов к 2009 году. При увеличении количества спутников до 18 на территории России обеспечивается практически 100-процентная непрерывная навигация. Практически же непрерывную навигацию по всей территории земного шара обеспечит орбитальная группировка из 24 спутников.

В 2007 году на российскую глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС выделяется почти 10 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в минувшем. Предполагается, что система должна быть востребована не только госструктурами, но и массовым рынком. Причем ко времени развертывания системы ГЛОНАСС в полном объеме может появиться оборудование, которое будет работать сразу в трех диапазонах - действующем GPS, разворачивающейся европейской системе Galileo и ГЛОНАСС.

В декабре прошлого года ракетоноситель "Протон-К" вывел на орбиту три новых спутника "ГЛОНАСС-М". Еще два пуска "Протона" с таким же количеством спутников в каждом ожидаются в 2007 году, а в 2008 году намечен не только запуск "Протона" с тремя "ГЛОНАСС-М", но и ракетоносителя "Союз" с двумя новыми космическими аппаратами "ГЛОНАСС-К". Чрезвычайно важно, что спутники "ГЛОНАСС-М" будут работать как минимум до 2015 года. Уже в ближайшее время должны начаться летные испытания спутников нового поколения "ГЛОНАСС-К", гарантийный срок службы которых будет еще больше - до 10 лет. Кроме того, этот спутник будет вдвое легче: примерно 700 кг против 1415 кг у "Глонасс-М".

Вместе с тем трудно отрицать, что проблем в звездной отрасли остается предостаточно. Так, недавно в ЦНИИ машиностроения были подведены итоги программы научно-прикладных исследований и экспериментов на российском сегменте Международной космической станции. Результаты стали своеобразным ответом скептикам, утверждающим, что большой науки в космосе сегодня нет. Однако за последние шесть лет на орбите только по национальной научной программе проведено 65 научно-прикладных исследований и экспериментов, а всего их намечено 317.

По словам экспертов, годовой бюджет научных экспериментов, проводимых на российском сегменте МКС, составляет около 100 миллионов рублей. "Начиная с прошлого года российская наука на станции финансируется в полном соответствии с утвержденной программой", - замечают они. Но что стоит за названной суммой? В абсолютных цифрах это менее 1 процента затрат на пилотируемую космонавтику. Достаточно ли этих денег? Даже сегодня их уже не хватает. А что будет через два-три года, когда число модулей в составе станции вырастет, когда увеличится экипаж и количество рабочих мест?

Будущее российского космоса многие связывают с российским пилотируемым многоразовым кораблем нового поколения. С одной стороны, раздаются голоса, что, мол, надо спешить с разработкой отечественного "челнока". С другой, по мнению многих серьезных аналитиков, эффективность многоразовых систем вызывает большие сомнения. Не случайно Соединенные Штаты, начиная проектирование корабля следующего поколения, предназначенного для полетов на МКС, Луну и Марс, отказались от многоразовых систем и за основу взяли принцип старого "лунного" корабля "Аполлон": при возвращении он будет опускаться на Землю с помощью парашютов. Это и безопаснее, и дешевле. Можно опять-таки привести цифры: каждый полет шаттла обходится примерно в 500-600 миллионов долларов, а "Союза" - в 10 раз меньше.

Из "звездного" плана на 2007 год

12 космических аппаратов должны пополнить орбитальную группировку космических аппаратов социально-экономического и научного назначения. Предполагается запуск очередного спутника фиксированной связи, подвижной президентской связи и телерадиовещания "Экспресс-АМЗЗ", форсируются работы по обеспечению изготовления "Экспресс-АМ44" и средств выведения для его запуска.

Завершается создание научной аппаратуры метеорологического спутника нового поколения "Метеор-М" и геостационарного "Электро-Л", предназначенных для средне- и долгосрочного прогнозирования погоды. Их запуск планируется в этом году.

Будут продолжены работы по программе "Спектр", а также "Фобос-Грунт" и "Бион".

Космос Наука