03.04.2007 03:30
Экономика

Российская экономика растет вместе с безработицей

В январе-феврале российская экономика выросла вместе с безработицей
Текст:  Евгений Васильчук
Российская Бизнес-газета - : №0 (598)
Читать на сайте RG.RU

Гордость без пафоса

Но вначале покажем ту яркую официальную картинку текущего состояния российской экономики, которая в концентрированном виде представлена в выводах очередного мониторинга минэкономразвития. Хотя эксперты ведомства Германа Грефа профессионально постарались избежать отчетного пафоса, но и особых проблем, о которых мы скажем позже, они также не обозначили.

Итак, в январе-феврале 2007 года, по оценке минэкономразвития, прирост ВВП к соответствующему периоду 2006 года ускорился и составил 8,4 процента против 5,1 процента в январе-феврале 2006 года.

Прирост инвестиций в основной капитал в январе-феврале 2007 года относительно января-февраля 2006 года составил 21,2 процента. Экономике удалось сохранить тенденцию ускорения роста инвестиций, отмечаемую с сентября 2006 года. Она сопровождалась ускорением роста продукции строительства, прирост которого в январе-феврале 2007 года составил 25,4 процента. По сравнению с январем-февралем 2006 года ускорился ввод общей площади жилых домов: в январе 2007 года прирост составил 64,5 процента, а в феврале -72,0 процента.

Зарплаты

растут на дрожжах

Высокие темпы потребительского спроса в январе-феврале 2007 года поддерживались ростом реальных располагаемых доходов населения при опережающем росте реальной заработной платы. Прирост реальных располагаемых доходов составил 12,7 процента относительно января-февраля 2006 г., а реальной заработной платы -17,5 процента. Темпы прироста этих показателей в январе-феврале 2007 года превысили их значения в соответствующем периоде 2006 года более чем в полтора раза.

И эти деньги пошли на потребительский рынок. В январе-феврале 2007 года прирост оборота розничной торговли относительно января-февраля 2006 года составил 13,9 процента. В январе и феврале 2006 года соответственно 10,8 и 10,1 процента.

Воскресшая промышленность

В январе 2007 года, говорится в документе минэкономразвития, преодолена наметившаяся в конце 2006 года тенденция замедления темпов роста промышленного производства. В феврале высокие темпы роста промышленности сохранились. Прирост промышленного производства в январе-феврале 2007 года к январю-февралю 2006 года составил 8,6 процента. В январе и феврале 2006 года было соответственно 4,4 и 1,0 процента.

Причем продолжилась тенденция смещения структуры промышленного роста в сторону увеличения доли обрабатывающих отраслей при относительно невысоких темпах добывающих отраслей. Это вызвано продолжающимся бумом в фондосоздающих производствах, и прежде всего строительстве.

В январе-феврале 2007 года прирост экспорта, по оценке минэкономразвития, замедлился относительно соответствующего периода 2006 года на 0,3 процента. На замедление экспорта существенно повлияло снижение мировых цен на нефть.

Зато прирост импорта составил 33,1 процента против 22,4 процента в 2006 году. Со второй половины 2006 г. существенную роль в поддержке роста импорта играл рост инвестиционной активности, что проявилось в повышении доли инвестиционных товаров в структуре импорта.

Между и за строками мониторинга

Вот, пожалуй, и весь основной официальный резюмирующий позитив. Что же осталось между и за строками официальных выводов ведомства Грефа?

Во-первых, взрывной рост импорта ориентирован отнюдь не только на инвестиции, причем инвестиции, как уже говорилось, в торговлю и стены, то есть в потребление и пассивные элементы основного капитала. Это быстрый путь к переинвестированию и кризису на рынке недвижимости и потребительских кредитов. Почти все страны переживали подобные кризисы, и именно сейчас аналогичные процессы на ипотечном рынке США угрожают еще не одной мощной коррекцией на мировых финансовых рынках. Кстати, и курс рубля продолжает укрепляться совсем не меньшими темпами, а цены на нефть снижаться не собираются. То есть видимых преград росту, мягко говоря, не очень эффективного импорта пока не просматривается. Хотя он, разумеется, и способствует снижению инфляции, если только доллар по отношению к евро не будет снижаться еще быстрее.

Откуда в экономике деньги

Во-вторых, не совсем понятны источники экспансии спроса. Банк России проводит в начале года традиционное ограничение денежного предложения. Не видно особого рвения в расходовании бюджетных средств и у финансового ведомства. А это значит, что в основе расширения спроса лежит кредитная экспансия банков и предприятий, а также потребительский бум домохозяйств. Разумеется, нельзя не упомянуть и продолжающуюся "закачку" нефтедолларов в сферу финансовых спекуляций и на рынок недвижимости. Эта модель "экономики потребления" держится почти исключительно на ценах на нефть и существует благодаря процветанию "серых" финансовых потоков.

В-третьих, ощутимо страдает конкурентоспособность отечественных производителей. С одной стороны, степень загрузки мощностей в неконкурентных секторах достигла максимума, но предприятия не идут на радикальную технологическую модернизацию производства, поскольку рынок поглощает и ту продукцию, которую они производят. С другой стороны, те предприятия, которым удавалось конкурировать, теперь резко сокращают производство и торговлю, уступая не только иностранным поставщикам, но и иностранному капиталу. Так, по данным Владимира Сальникова из ЦМАКП, стагнирует выпуск машин и оборудования, причем по широкой номенклатуре товаров, снижается выпуск механического оборудования, а единственный устойчиво растущий сегмент - производство бытовой техники. Приостановился рост выпуска потребительских товаров - и непродовольственных, и пищевых. Как видно, это несколько другая картинка, чем версия минэкономразвития. Промышленный рост крайне неоднороден по отраслям, причем как раз не в пользу тех, которые определяют технический прогресс.

Но еще большие диспропорции в распределении инвестиций. В-четвертых, и это как раз отмечается в специальном разделе мониторинга минэкономразвития, вложения в основной капитал в машиностроительном комплексе остаются невысокими и инвестиционная активность по отдельным подотраслям машиностроения носит неустойчивый характер. Так, цитирую: "Инвестиции в производство целого ряда машин, бытовых электрических приборов, электрооборудования увеличиваются с темпами прироста более 20 процентов за год.

Только

не в инновации

В то же время инвестиции в производство электронного оптического оборудования, средств связи, определенных видов транспортных средств имеют отрицательную динамику. В результате удельный вес вложений в основной капитал в указанной сфере остается крайне низким для обеспечения ииновационного развития - 2,1 процента от суммарного объема инвестиций по всей экономике".

Эксперты ведомства Грефа также отмечают сохранение негативной тенденции "вытеснения" высокодоходными вложениями в нефтегазовый сектор инвестиций в высокотехнологичный сектор. Так, "если в 2005 году удельный вес инвестиций в высокотехнологичный сектор составлял 10,4 процента от суммарного уровня вложений в основной капитал крупных и средних предприятий, то в 2006 году указанный показатель снизился до 9,3 процента. При этом в добывающем сегменте экономики доля вложений в объекты основных средств возросла с 16,1 до 17,3 процента". Какая уж тут диверсификация...

В-пятых, непонятно, почему при столь высоких темпах роста промышленности и ВВП в России с начала второго полугодия неуклонно увеличивается безработица. В феврале 2007 года, по данным Росстата, общая численность безработных достигла уже 5,4 миллиона человек против 4,5 миллиона в августе и 5,0 миллиона в ноябре 2006 года. При этом рост производительности труда, как можно было предположить, отнюдь не ускоряется, на что также не замедлили обратить внимание независимые аналитики, иронически назвав в одной из статей нынешнюю ситуацию "экономикой лени".

На кредитной игле

Наконец, в-шестых, несмотря на приток "собственных" нефтедолларов, Россия становится весьма уязвимой от притока иностранного капитала. В частности, министр финансов Алексей Кудрин говорит о нетто-притоке иностранного капитала в российскую экономику в 2007 году в объеме 40 миллиардов долларов. Финансовый аналитик Ангелика Генкель в интервью экспертному каналу OpEc.ru подчеркивает, что, согласно расчетам, только для поддержки 20 процентов роста кредитования российского нефинансового сектора и 70-75 процентов роста кредитования населения банковской системе потребуется не меньше 25 миллиардов долларов в виде чистого притока внешних средств. Последнего же, особенно с учетом двух и, как уже говорилось, далеко не последних волн коррекций в феврале - марте 2007 года, гарантировать никто не может.

Макроэкономика