Сегодня "Российская бизнес-газета" публикует Постановление правительства РФ N168 от 21 марта 2007 года "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики", утверждающее набор правил на энергетическом рынке.
У этого документа широкий адресат. Часть его "заточена" под тех, кто непосредственно занят на оптовом рынке (разделы, касающиеся оперативно-диспетчерского управления и услуг администратора торговой системы). У второй половины (правила доступа к электрическим сетям и присоединения новых установок к ним) читатель, судя по всему, будет массовым, вплоть до малого бизнеса и физических лиц. Тем не менее свести все это под одну крышу резон был - речь об одной большой проблеме.
Нельзя не сказать, что у нынешнего документа есть предшественник - в декабре 2004 года вышло первое постановление такого рода в России (N864), узаконившее некоторые базовые нормы при переходе отрасли к рынку. Но время летит, за два года накоплен солидный опыт, изменилась сама энергетика, изменились условия вокруг нее. Что-то надо подкорректировать, что-то изъять, что-то развить. Чем же нынешняя версия отличается от своей предшественницы?
Прежде всего большей регламентацией. Каждое правило (всего их в документе четыре) стало более детальным, появились новые - формальные и неформальные пункты и подпункты. Порядок подачи заявок в сетевые организации для предоставления доступа к электросетям, процедура заключения договоров, критерии определения технической возможности или невозможности предоставления доступа к источнику питания - все это, как и многое другое, прописано в документе более жестко, чем прежде.
Потребителям теперь надо быть готовыми к тому, что им придется по-настоящему овладевать предметом, погружаться в нюансы и профессионально работать с бюрократией. В каком-то смысле дополнительная конкретизация оправданна - многие сложные технические вопросы нуждаются в детальном урегулировании. Но в итоге пробить присоединение к тем же электросетям, я думаю, будет сложнее, чем два года назад. Критерии в этом плане стали менее "проходными", расширился спектр требований к содержанию договоров, ограничивающих возможности потребителя.
Клиентам придется попотеть, доказывая сетевым организациям, что существует реальная возможность для присоединения. А отказать просителю им будет проще, чем раньше, поскольку поводов "завернуть" документы потенциального клиента, на мой взгляд, стало больше. В этом смысле я не уверен, что при выработке правил удалось найти здоровый баланс между степенью регламентации ряда технических аспектов и интересами потребителей. Хотя сама по себе потребность в большей регламентации, повторю, сомнений не вызывает.
Что делать при таком раскладе гипотетическому клиенту? Овладевать вопросом, готовиться к диалогу с людьми, больше настроенных на "нет", чем на "да". Помнить, что документы такого рода неизбежно будут пересматриваться через каждые два-три года, и еще надеяться, что потенциал нашей энергетики со временем вырастет.
К слову, документ прописан столь подробно, в нем, так четко установлены правила игры, что в целом он представляет собой широкую юридическую основу для детального рассмотрения разногласий сторон в суде.
Если вы уверены в своей правоте, почему бы не попробовать?
Комментарий: Тарифам дали "вольную"